Июнь 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Нравственно патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы.

Основа воспитания ребенка закладывается в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Для детей 3-4 лет в детском саду и дома необходимо обеспечивать условия для их нравственного воспитания. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить).  Закреплять навыки организованного поведения в детском саду,  дома, на улице. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

 На примере художественных произведений происходит осознание ребенком нравственных ценностей. Он становится способным к положительному отношению к взрослым, детям, природе. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Используя художественные произведения воспитатель выступает проводником в миры, создаваемые книгой, он становится партнером, который вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, ребенок учится решать логические задачи (как бы поступил я, если…) это позволяет ребенку сделать выбор способа поведения, на основе жизненного опыта, что способствует развитию воображения и мышления. Художественная литература знакомит с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь к воспитанию уважения симпатий, добрых чувств к людям иных национальностей и этике межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Одним из важнейших средств нравственно патриотического воспитания детей является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

 С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет.

Это самый яркий и любимый жанр для детей. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий  раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

– дружба помогает победить зло («Зимовье»);

– добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

– зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Сказки учат дружить ( «Теремок»), учат трудолюбию и взаимопомощи ( «Репка»), прививают уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди») учат переживать за героев на которых выпали испытания ( «Царевна-лягушка»); помогают понять хитрость и обман ( «Лиса и журавль»). Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература. А формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

 Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне  являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара.

Коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Примерный список таких произведений:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» .

А. Барто  «Флажок», «Самолёт», «Кораблик»

В. Шипунова «Мой флажок»

Э. Мошковская «Мчится поезд»

После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.

Автор: Балашова М.В.

Воспитатель.

Просмотров: 0