Август 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Кинезиологические   упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга, развить мелкую моторику и психические процессы.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят

положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процес- сов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Задачи кинезиологических упражнений:

  • Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
  • Синхронизировать работу полушарий мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать компоненты речи;
  • Развивать все психические процессы.

Система работы

  • Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Упражнения проводятся согласно перспективного плана. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом.

Комплексы упражнений делятся на три блока: 

Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

 Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстно-латерального характера.

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

        Третий блок содержит упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Методы и приемы

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки;
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения используют как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:

– воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

– воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Картотека кинезиологических упражнений

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
  2. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

1.Растяжки

  1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.Дыхательные упражнения

  1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3.Телесные упражнения

  1. «Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой

рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

4.Упражнения на релаксацию

  1.  Релаксация «Ковер-самолет»

Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

5.Упражнения для развития мелкой моторики

  1. «Домик»

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

  1. «Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время “рисования” на свою руку).

Автор: Щербакова М.А.

педагог-психолог

Просмотров: 0