Знакомство с тетрадью в клетку.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса. В детском саду нужно организовать специальные занятия, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В этом помогает знакомство детей с тетрадью в клетку. Чтобы будущему школьнику было легче работать в такой тетради, нужно уделить этому немного времени. Выполнение письма связано с тонкой координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов и развития мелкой моторики руки. Письмо вызывает напряжение мышц не только руки, но и туловища, т.к. удержание относительно неподвижной позы является трудной нагрузкой для шестилеток. У них ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. Вот почему письмо цифр для детей представляет значительное затруднение. Но при глубоком осмысленном обучении, учитывающем возрастные и психофизические особенности, эти трудности преодолимы.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве — клетке; закрепляет умение измерять условной меркой — клеткой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и

представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро-пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Знакомство с тетрадью в клетку можно превратить в игру. Дети просто обожают, когда взрослые с ними играют. «Жила-была клеточка, – начнём сочинять историю. – Она очень любила наряжаться. Вот она надела красное платье (обводим клеточку и раскрашиваем её красным цветом)… А её подружка любила синий костюм (можно обвести клетку и заштриховать синим цветом)…» В подобных сказках могут участвовать даже малыши четырёх лет.

С каждым днём работа в тетради немного усложняется и к шести годам это могут быть уже довольно сложные геометрические или растительные узоры и даже сюжетные картины, нарисованные по клеточкам. И напоследок еще одно полезное упражнение для подготовки руки к письму. Не секрет, что ребёнку дошкольного возраста трудно следовать образцу, да и рука ещё развита недостаточно хорошо. Вот и торопятся они побыстрее, без особой охоты прописать закорючки в тетради. А вот если предложить малышу на время стать нашей копией и точно повторять все наши действия, вплоть до мелочей, он сразу же заинтересуется.

Графические диктанты

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Выполняя графические диктанты, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Нужно помнить, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Наша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому нельзя не ругать его. Если у него что-то не получается, просто объяснить, как надо делать правильно. Чаще хвалить малыша, и никогда ни с кем не сравнивать.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратить внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Показать малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогать ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорить с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Показать ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратить внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объяснить, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Показать ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объяснить малышу, что если мы говорим «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорим «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Показать малышу, как надо считать клеточки.

Как рисовать по клеткам

Рисование по клеткам — очень полезное и увлекательное занятие, развивающее зрительное восприятие, мелкую моторику рук и внимание. Такая тренировка очень полезна при подготовке детей к школьному обучению. Приступаем к графическому диктанту.

1. Графический диктант, то есть рисование изображений по клеточкам вполне может предотвратить типичные трудности в обучении детей изобразительным навыкам. Такие упражнения устраняют неусидчивость, рассеянность и формируют орфографическую зоркость.

2.. Выполняя задания графического диктанта, ребенок расширяет свой кругозор, учится обращаться с тетрадью, уясняет способы изображения предметов.

3. Существует несколько вариантов выполнения графического диктанта. Во-первых, мы можем предложить ребенку образец геометрического рисунка. Дается инструкция: повторить точно такой же рисунок в тетради в клеточку.

4. Второй вариант предполагает диктовку последовательности действий. Указывается количество клеток и направления, которые должен вычертить ребенок (вверх, вниз, влево, вправо). Ребенок выполняет задание на слух. После этого результат сравнивается с оригиналом путем наложения своего изображения на образец .

5. Уместно дополнить рисование по клеточкам различными скороговорками, загадками и гимнастикой для пальцев рук. Таким образом, попутно ребенок отрабатывает правильную и четкую речь, пополняет словарный запас.

6. Задания для рисования следует подбирать так, чтобы сложность их повышалась постепенно.

7. Необходимыми атрибутами занятия является тетрадь в клетку, цветные карандаши, ластик. Тетрадь для начала желательно выбирать в крупную клетку, иначе может перенапрягаться зрение. Ластик необходим для того, чтобы ребенок быстро мог исправить свою ошибку.

8. На первых порах необходимо помочь ребенку, показать, как правильно выполняется то или иное задание.

9.Положительный результат тут же нужно закреплять похвалой. Не рекомендуется сравнивать рисунки ребенка с работами других детей.

Автор: Педагог дополнительного образования Рухлова Н.А.

(дисциплина: формирование математических представлений)

— Анастасия