Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

  • Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)
  • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
  • Неспособность грамотно сформулировать вопрос
  • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате – родители не понимают многих поступков ребенка)
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе:

  • колыбельные песенки,
  • сказки,
  • потешки,
  • поговорки,
  • пословицы,
  • стихи,
  • прибаутки,
  • рассказы.

 Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.

      Колыбельные песни, прибаутки, потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

       Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова.

      Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы.

          Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.

Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

        Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение. Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

      При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник – зайца, мышонка или котенка.

    Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.

Для детей от 5 до 7 лет 

  1. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера)
  2. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», и др.
  3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»
  4. В, Бианки «Где раки зимуют»
  5. Братья Гримм «Сказки»
  6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.
  7. В. Гришин «Лягушка-путешественница»
  8. А. Ершов «Конек-горбунок»
  9. Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»
  10. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
  11. Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
  12. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.
  13. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи Длинный чулок»
  14. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др.
  15. В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»
  16. Г. Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!» и др.
  17. Ш. Перро (в пересказе для детей) «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»
  18. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Еж», «Золотой луг»
  19. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
  20. Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»
  21. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сказки»
  22. П. Трэверс «Мэри Поппинс»
  23. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса»,    «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в    Простоквашино»
  24. 24.Е.Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» и др.   
  25. К. Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце» и др.

Автор: Овсянникова С.Ю.,

воспитатель

— Анастасия