Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед  педагогами  и родителями. В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка.

Систематические занятия проводятся уже в первой младшей группе детского сада, то есть с детьми 2- летнего возраста. На этих занятиях малыши в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи. Таким образом, в процессе общения и на специально организованных занятиях у детей постепенно вырабатываются представления об артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции) и об ощущениях при движении органов артикуляции.

Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков, как речевое дыхание ,голос и умеренный темп речи. Их воспитанию также необходимо уделять достаточное внимание, начиная с дошкольного возраста. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому  с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких,  узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать слова, сказанные  шепотом и т.д.

У детей более старшего возраста — от 4 до 5 лет, формируется фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков -слух, обеспечивающий восприятие фонем(минимальных звуковых единиц)родного языка. При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Артикуляционные упражнения должны быть объединены в комплексы и выполняются перед зеркалом. Выполняя под руководством педагогов и родителей упражнения, дети постепенно вырабатывают  артикуляционные уклады, необходимые для произношения определенных групп звуков (свистящих [с],[з], [ц],шипящих,[ш],[ж],[ч],[щ],сонорных[л],[р]). Значительно возрастают требования к качеству выполнения артикуляционных упражнений детьми среднего и старшего дошкольного возрастов. Так, взрослый следит за четкостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, за умением удерживать артикуляционную позу в течение 3-7 секунд. Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 2-3 раза в день. Причем среди выполняемых упражнений новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. В случае, если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Это дает ребенку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические (связанные с удержанием определенной артикуляционной позы) и динамические (требующие многократного повторения одного и того же вида движений). Статические артикуляционные упражнения должны выполняться четко и медленно по 5-10 раз, в зависимости от возраста и возможностей ребенка, причем каждая артпоза удерживается в течение 3-7 секунд. Динамические упражнения проводятся под счет взрослого и выполняются по раз подряд. Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук (упражнение «Пальчики здороваются»), так как подобные движения пальцев способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.

Чем старше ребенок, тем более сложные задания ему даются. Так, появляются игры, направленные на развитие фонематического слуха: «Угадай, чья эта песенка» — на различение похожих звукоподражаний и отдельных звуков; «Повтори» — когда от ребенка требуется произносить вслед за взрослым пары и цепочки слогов, близких в акустическом отношении. Аналогичные задания проводятся и на материале слов, когда ребенку предлагается дифференцировать на слух, а затем правильно вставить в контекст  слова, отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (по признаку твердости — мягкости; глухости звонкости), например: мышка и мишка, Том и дом. А для того чтобы у дошкольника старшего возраста фонематический слух становился еще совершеннее, ему дается задание подобрать рифму в двустишиях (игра «Добавь словечко»). Для автоматизации звуков во фразах детям для заучивания предлагать  потешки, стихи, загадки, а для старших дошкольников — поговорки и скороговорки. С  этой же целью в задания включать грамматические игры, в которых дети попутно учатся правильно употреблять  уменьшительно — ласкательные  или, наоборот, увеличительные суффиксы, изменять существительные по родам, числам, а глаголы по времени.

Автор: Банцерева Л.В.

воспитатель

— Анастасия