Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.Изучив разнообразные методы работы, пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники. Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию может быть множество:  «Наша армия родная»«На границе»«С чего начинается Родина?».Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные.Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер, в подготовительной к школе группе проекты носят уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собираются исторические факты и события. Организовывается работа по данному направлению с детьми через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.Также широко используются педагогические средства: иллюстративные материалы, художественную литературу, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, диафильмы, слайды. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Работа с детьми ведется в непосредственном взаимодействии с родителями. Осуществляется консультативная поддержка родителям, доведение до их сведения практические рекомендации, в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома.В группе создается предметно – развивающая среда патриотической направленности. Оборудование размещается по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Создается  уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности – коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, героях Великой Отечественной войны, городах-героях, ордена и медали, растения родного края, животные и др.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества будут развиваться у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считается наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

– педагог имеет возможность самореализации и
проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным
уровнем;

– родители имеют возможность активно учувствовать в
значимом для них процессе нравственно-
патриотического воспитания детей;

– дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Автор: воспитатель Куликова Л.Н

— МАДОУ "Детский сад № 30"