«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Все мы помним из детства, как мама перед сном читала сказку…

Сказки бывают разные – короткие и длинные, волшебные, немного страшные, завораживающие, но их объединяет одно – все сказки учат нас совершать правильные поступки, верить в добро и бороться со злом.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах:

– Как дружба помогает победить зло (“Зимовье “).

– Как добрые и миролюбивые побеждают (“Волк и семеро козлят”)

– Что зло наказуемо (“Кот, петух и лиса”, “Заюшкина избушка”)

Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.

Нужно учить ребенка приемами сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей»«Уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка«Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Сказка«Маша и медведь»предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки«Теремок»«Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках«Гуси — лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказках«У страха глаза велики», хитрость — в сказках«Лиса и журавль»«Лисичка – сестричка и серый волк» и другие сказки. Любовь к труду, в народных сказках, всегда вознаграждается («Хаврошечка»«Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь»«Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках, старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?». Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других(«Мороз Иванович»). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван -царевич и серый волк»).

Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация: дети — сказатели, получают необходимые атрибуты — шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок. Педагог может рассказать, что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки — сказатели, но и те, кто сами их сочиняют — сказочники. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки.

Характерные особенности сказок(оптимизм, образность и т.  д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок, ибо нравственность, изначально заложена в их сюжетах.

Таким образом мы видим, что: сказка — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр – драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность). Сказка требует переключению внимания на восприятие. Любя сказку, дети стремятся к сотворчеству с автором или народом.

Автор : Подкидова А.В

Воспитатель

— Анастасия