«Воспитаем юного эколога».

Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить,чтобы

полюбить, надо узнать, узнав — невозможно не полюбить.

А.Н.Сладков

      Экологическое воспитание детей  — актуальная проблема  настоящего времени. Формирование ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс, целью которого  должно стать формирование  человека способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в относительной гармонии с природой.

      Красота всего мира начинается с экологического воспитания в семье. Чтобы дети понимали, как беречь природу, необходимо показать это на собственном примере. С раннего детства малыш видит, как мама поливает цветы, ухаживает за домашним питомцем или  кормит вместе с ним птиц зимой. Подрастая, ребенок тянется ко всему живому. Ему интересны и упавший листик и яркая одежка божьей коровки. Но, обращайте внимание и на такие, казалось бы простые мелочи, как сломанная ветка, пойманная бабочка. Задача родителей —  объяснить малышу , как следует себя вести. Предложите сыну или дочке вырастить дома в горшке лимон, поливать его, вместе наблюдать, как показывается из земли росточек. Это воспитает  не только интерес и любовь к растениям , но и ответственность.

      Большое значение имеют выезды на природу. Объясните малышу, как нужно вести себя в лесу, на водоемах, в парке, да и просто гуляя на улице.  Расскажите о животных, птицах, насекомых, которые населяют нашу область. Обратите внимание на красоту растений , тишину, чистоту воздуха, легкое дуновение ветерка, пение птиц. В моменты единения с природой, у ребенка развиваются следующие качества: любознательность, интерес, потребность заботиться об окружающем мире. Во время таких прогулок зарождается любовь к природе, приходит понимание ее ценности — что составляет сущность экологического воспитания дошкольников. Открыто обсуждайте свои ощущения, задавайте вопросы. Скажите ребенку, как вы счастливы находиться в чистом лесу и дышать свежим воздухом.

      Необходимо обсуждать с ребенком все сезонные изменения, происходящие в природе. Это и теплое солнышко,  и  первая зеленая травка, и пробудившиеся пчелы.Дети должны радоваться проявлениям весны, а не срывать первый цветок или ломать цветущие ветки деревьев и кустарников. В жаркий период, после летнего дождя, сходите семьей за грибами. Расскажите своему ребенку о важности грибницы, покажите, как правильно срезать гриб ножом. Обязательно поясните, что здесь растут и ядовитые грибы, которые нельзя есть. Однако, это не повод их топтать и ломать! Их просто не надо трогать, ведь такие грибы служат лекарством для животных — это необходимо знать юному грибнику. Расскажите ребенку, что в зимнее время растения в природе засыпают и их лучше не беспокоить. Покажите на своем дачном участке, как вы готовите их к зимовке. Кстати, помощь на даче является огромным вкладом в правильное воспитание.

      Малыши очень любят животных, поэтому важно научить их правильно обращаться с ними.Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, потом выполняет сам несложные задания. На прогулке с собакой он больше двигается,что благотворно влияет на физическое развитие. Позвольте ребенку вести собаку на поводке, тем самым он почувствует ответственность. Если ваш малыш просит завести какую-нибудь зверушку, не торопитесь говорить «нет». Животное в семье объединяет.

      Все мы знаем, дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: словесный, практический и наглядный. Первостепенным методом является словесный, которым  ребенок сам познает законы природы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь. Читая малышу книжку о животных, Вы словесным методом воспитания учите его любить и оберегать природу.

    Для решения главных задач экологического воспитания необходимо:

      — воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;

      — формировать знания о природе, понимания того, что человек является частью окружающего мира;

      — формировать правильное поведение на природе.

      В нашем детском саду создана экологическая среда , где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании различных растений. Это же так интересно, когда из маленького семечка вдруг вырастает большое растение.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия. Это может быть уборка территории в осеннее время, прополка от сорняков и  полив растений летом на клумбе, помощь взрослым в изготовлении кормушки зимующим птицам и т.п. Практический метод хорошо помогает привить любовь к  природе.

      Слушая чтение художественных произведений о природе, ребенок представляет и свою собственную жизнь в этой среде. Будь это лес, поле, река или море.Добрые рассказы, стихи и сказки о животных помогут донести до вашего непослушного сынишки то, что нельзя обижать слабых. Рассматривайте красочные иллюстрации к таким книгам, знакомьте  с различными животными и природными явлениями , которые невозможно наблюдать в нашем регионе. На прогулке уделяйте  особое внимание экологически нравственному поведению не только ребенка, но и самому себе.По дороге домой из сада обращайте внимание на изменения погоды, силу ветра, осадки. Расскажите о множестве видов растений, о возможности их использования в лекарственных целях. Это – наглядный метод экологического воспитания в семье, который  наиболее прост и доступен. Он является ведущим, но выделять и отделять его от остальных методов не нужно.

      Чтобы экологическое воспитание было интересным для вашего ребенка, хочется порекомендовать  несколько советов:

      — наблюдайте с ребенком природные явления, фотографируйте и  рассматривайте их, обсуждайте увиденное;

      —  заведите «Журнал погоды», пусть ребенок делает зарисовки на каждый день. Анализируйте с  ним погодные изменения;

      — приобретите книги с красочными иллюстрациями по уходу за растениями или животными;

      — смотрите документальные фильмы о жизни растений, животных.

      Привлекая  ребенка к уходу за домашними растениями рассказывайте о необходимости их полива и рыхлении почвы. Объясните зачем цветут цветы и для чего нужны корни. Понаблюдайте вместе со своим малышом, как вода, впитываясь в землю,  появляется в поддоне горшка.

      Конечно же, уход и общение с животными приносит больше впечатлений, чем с растениями.Кроме игр с питомцем, доверяйте малышу кормление зверюшки, замену водички. Объясните, зачем животные пьют и кушают.Взрослые должны контролировать процесс общения детей с животными, научить правильному обращению с братьями нашими меньшими. 

      Некоторые родители заводят рыбок или птичек (попугаи, канарейки). За рыбками ребенок может наблюдать, кормить, но чистить аквариум лучше доверить взрослому. Малыш может помыть аксессуары для рыб (замки, искусственные водоросли, камешки).   Чистку клетки, смену воды, кормление птичек можно возложить  на маленького хозяина.  Вам будет интересно вместе понаблюдать реакцию птичек на свет, как они устраиваются на сон. Можно вместе разглядывать выпавшие  разноцветные перышки.

      Экологическое воспитание дошкольников в  повседневной жизни зависит в большей мере от близких.Показывая правильный пример, шанс вырастить экологически нравственного человека повышается. Уделяйте внимание мелочам, поощряйте малыша за выброшенный в урну мусор, рассказывайте истории о помощи животным.Ведь мало сказать малышу, что ломать ветку нехорошо, нужно объяснить, что это чей-то домик.Необходимо преподнести информацию так, чтобы ребенок понял, что человек — это часть природы. Люди — не потребители природных богатств. Без растений, животных, насекомых человечество погибнет. Человек имеет большие возможности для сохранения и восстановления природной среды для будущего поколения.

Автор: Сафронова Н.А

воспитатель

— МАДОУ "Детский сад № 30"