«Влияние развода родителей на психологическое состояние ребенка»

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков продуктивного возраста 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети. В 2013 году органами ЗАГС Архангельской области и Ненецкого автономного округа зарегистрировано 10072 брака, число расторгнутых браков остается по-прежнему высоким — 65 % от общего числа зарегистрированных браков.

Влияние развода родителей на психологическое состояние детей и их дальнейшую жизнь трудно недооценить. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.

Давайте рассмотрим, что это такое Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние ребенка и его дальнейшую жизнь.

С увеличением количества разводов, неожиданно возникли многие социальные проблемы, которые очень влияют на жизни тех, кто с ними столкнулся. Когда разрушаются семейные отношения, возникает пустота. Результатом развода является не только стресс для семейной пары, но и длительное и травмирующее воздействие на психику ребенка. Распространенное представление о том, что травма развода имеет мимолетное влияние на ребенка, была поставлена под сомнение психологами. Сейчас специалисты полагают, что наиболее сильное влияние имеет не гнев родителей, а скорее годы после получения травмы от развода. Сюда относят периоды уныния и одиночества в сочетании с ощущениями тревоги и стресса. Эти отрицательные эмоции еще больше, если развод сопровождается длительной и отвратительной борьбой за то, кто будет опекуном ребенка. В большинстве случаев заканчивается тем, что дети винят себя за развод и за потерю одного из родителей.

Причин развода может быть много. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

Стресс и проблемы с поведение дома. Дети обычно более чувствительны и поэтому более впечатлительны, вследствие чего чаще подвергаются эмоциональным потрясениям, чем взрослые. Поскольку родители зачастую сами находятся в стрессовом состоянии от развода, они не выказывают прежней привязанности и терпимости, которая была до него.

Дети по-разному проявляют свои переживания.  С нарушением заведенного в семье порядка, в сочетании с бессилием, дети дошкольного возраста реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. С большим трудом расстаются с матерью. В игре создают вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными персонажами. Переживают чувства утраты, тревожности. Экстраверты становятся замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдается регрессия игровых форм, для них характерно проявление чувства вины за распад семьи. Дети 5-6 лет проявляют усиление агрессии и тревоги, раздражительности, неугомонности, гневливости. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу или матери, желании восстановить семью, у детей не наблюдается ярко выраженных задержек в развитии или снижении самооценки, но у наиболее уязвимых нарушается сон и аппетит.

При распаде семьи уязвим единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
У детей школьного возраста распадаются коммуникации практически со всех сторон его жизнедеятельности хобби, друзья, проблемы с которыми ребенок сталкивается в школе. В большинстве случаев школьная успеваемость снижается из-за невозможности ребенка сконцентрироваться на учебе дома. Родители обычно слишком заняты, чтобы помочь с домашним заданием. Исследования показывают, что дети в разведенных семьях чаще бросают среднюю школу, не закончив ее, и менее склонны посещать высшие учебные учреждения. Вдобавок, у них возникают проблемы в отношениях со сверстниками, дети часто нарушают школьные правила. Развод выливается в отдаление от родителей. Дети боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Сердятся на того родителя, с которым остались жить. Некоторые начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.

Было обнаружено, что взрослые, чьи родители развелись, когда они были маленькими, обладали низкой самооценкой и испытывали трудности в отношениях с окружающими. Хотя дети, чьи родители развелись, не обречены. Если Вы понимаете влияние развода на детей, Вы можете правильно управлять ситуацией и помочь детям справиться с ней.

Каждому ребенку нужно, чтобы у него были и мама, и папа. Если семья неполная, дети, даже если они внешне не выражают своих чувств по этому поводу, на самом деле очень страдают, поскольку вынуждены справляться со своими переживаниями в одиночку.

Подчас это проявляется лишь на консультации у психолога. Родитель может уверять, что уход партнера оставил ребенка равнодушным, что он и не вспоминает, но на самом деле это не так. Отвечая на психологические тесты или, например, рисуя картинку, мальчик (девочка) обязательно изобразит рядом с собой пану (маму), хотя тот уже давно живет в новой семье и ребенка не навещает. Родитель порой даже и не догадываются, насколько дети скучают по отцу или матери.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.
Семейная атмосфера до развода — если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые дети указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение.

Характер развода — наиболее неблагоприятное влияние на детей оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Дети страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода — умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию ребенка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.

Отношения между бывшими супругами — наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей.

Возможность встречаться с ребенком после развода — если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему. Когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать, считая это предательством по отношению к себе.

Что можно рекомендовать родителям:

Нужно разговаривать с ребенком. Честно, открыто, обсуждать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребенку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним и по-прежнему останутся для него любящими и близкими людьми.
Очень важно помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей. Очень важно, чтобы ребенок знал, что мама и папа продолжают любить его, даже если кто-то из них не всегда рядом, всегда останутся для него опорой.
Во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходиться делать выбор с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослым бывает трудно сделать такой выбор.
Не вовлекать в скандалы детей. Не выяснять отношений в присутствии ребенка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьезные проблемы – от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.
Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Маме не стоит внушать ребенку, что его отец – плохой. Убеждение, что все мужчины плохие, создает детям массу комплексов. Мальчик не может понять, как же ему-то вырасти хорошим, девочка не может представить, за что мужчин можно любить.
Поддерживать ребенка. Нужно постоянно говорить и показывать ребенку, что он любим, важен и значим, что семья не перестала быть семьей — просто теперь она будет немного другой. Очень важно, чтобы ребёнок не ожесточился, не замкнулся в себе, не потерял веру в маму и папу, знал, что его любят и он ни в чем не виноват. Ребенок не должен чувствовать себя эмоционально покинутым. Не подкупать ребёнка, а уделять ему время, внимание и свою любовь.
Не препятствовать общению отца (матери) с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.
Обеспечить активную социальную жизнь, чтобы ребёнок мог отвлечься от грустных мыслей, повысил свою самооценку.
По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребенка как можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же школе.
Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями, и в первую очередь учитывали интересы и чувства ребенка.

Не так много исследований было проведено о долгосрочном эффекте развода, но из тех, что проводились, следуют выводы: многие разведенные родители в течение нескольких лет не могут справиться с эмоциональными проблемами и наладить нормальную жизнь (был взят десятилетний период после развода). В этих семьях дети преждевременно вынуждены оказывать не только родителю психологическую поддержку, но и, находясь под непосильным бременем ответственности за состояние родителя, брать на себя и все остальные проблемы. В подобных случаях под угрозой оказывается уже их собственное эмоциональное и психологическое состояние и развитие. Эти исследования выявили «затяжной» и так называемый «спящий эффект». Особенно у девочек. Что это значит? Что многие проблемы как бы оседают в подсознании. Когда наступает пора влюбленности, они чувствуют себя очень скованно — неизжитое чувство отверженности родителями в эти годы перерастает в интенсивное, неуправляемую боязнь предательства. Им трудно строить нормальные отношения и позже — с мужчинами, с мужем.

Автор: педагог-психолог Щербакова М.А.

— Анастасия