Средства формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Основным средством воспитания навыков самообслуживания в группах младшего дошкольного возраста является включение каждого ребенка в стабильный режим.

Макаренко А. С. считал, что режим — это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений. Для правильного выполнения режимных моментов, четкого и последовательного осуществления всех процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное — это целенаправленное воспитание, использование единых педагогических приемов в дошкольном учреждении и семье.

Для того, чтобы навыки прочно усвоились, целесообразно организовать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. А так же целесообразно, по мнению Р. С. Буре, для упражнения детей в расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков делать специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.Часто детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры, имеющие дидактический характер, например: «Уложим куклу спать»«Покормим куклу»«Оденем куклу на прогулку». В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий. Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Хороший результат дает чтение рифмованных строк. Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки, потешки. Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой упаковке, предлагает развернуть его, рассмотреть понюхать.

Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумывать самые разные, например «Как зайчонок учился надевать колготки» и т. д. Очень важна последовательность в обучении. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не умеет правильно есть ложкой; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом уже – умывать лицо.Последовательное усложнение требований, постепенный перевод ребенка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки. Вместе с тем нельзя и сдерживать естественное в этом возрасте стремление к самостоятельности. Это не только задерживает общее развитие, но и часто ведет к эмоциональным срывам в поведении: малыш либо перевозбуждается, либо становится пассивным, безразличным к окружающему. Навыки самообслуживания закрепляются повторением. Так для того, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только объяснять ему и показывать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом. В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, необходимо учить ребенка доводить начатое до конца и выполнять его качественно, например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее, чтобы малыш научился распознавать лицевую и изнаночную сторону вещей, нужно поупражнять его. В формировании навыков самообслуживания нельзя обойтись без такого приема, как показ и объяснение, которые должны быть четкими, наглядными. Обучая детей тем или иным действиям, нужно наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно воспитатель сопровождал не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает малышу быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. А так же, прежде чем начинать приучать маленького ребенка к самостоятельности в самообслуживании, необходимо создавать условия: отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, когда нужно, а затем убирать; сделать вешалку на уровне роста ребенка, чтобы он мог вешать полотенце, вешалку для верхней одежды, приобрести маленький стул, на котором ребенку было бы удобно сидеть при одевании и т. д.

Такие педагоги как Логинова В. И. и Саморукова П. Г. утверждают, что для, формирования самостоятельности, которая в свою очередь, на прямую связанна с самообслуживанием необходимо:1. Специально организовать жизнь детей, создать условия, побуждающие к использованию имеющихся знаний и умений, стимулирующие активную деятельность;2. Создать интерес к самостоятельным действиям, ставить несложные интересные задачи, требующие самостоятельного решения; привлекать к оценке выполненных работ;3. Своевременно развивать волю, умения преодолевать трудности, доводить дело до конца.Динамика педагогического руководства формированием навыков самообслуживания предусматривает постепенный переход от прямых приемов, направленных на овладения детьми определенными действиями, умениями и операциями (объяснения, показ, указание, совместное выполнение действия с ребенком), к косвенным приемам, побуждающим к самостоятельности (совет, напоминания, указание) и эпизодической помощи детям в выполнении действий, а затем только к контролю за самостоятельными действиями детей

Автор: Полковникова И.Н

воспитатель

— Анастасия