Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения у дошкольников 5-6 лет со стертой дизартрией

В последнее время в силу разнообразных причин значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. В связи с этим большое значение приобретает поиск путей коррекции и эффективных форм работы с детьми. Успех коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта для детей с нарушениями речи во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя.

На своих занятиях логопед знакомит детей с какой – либо грамматической категорией. Воспитатель на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой закрепляет эту грамматическую категорию в речи детей, используя рекомендованные логопедом игры и упражнения. На занятиях, а также в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурства, умывание, игра) воспитатель расширяет, активизирует словарный запас детей, одновременно создавая лексическую базу для последующих занятий логопеда.

Логопед готовит артикуляционный аппарат детей, занимается постановкой звуков и их автоматизацией. Воспитатель под руководством логопеда в игровой форме может закреплять у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата, а также активизировать поставленные звуки в словах, предложениях и речи детей.

 Одной из важных функций воспитателя в рамках взаимосвязи с логопедом является контроль за фонетической и грамматической правильностью речи детей и исправление всех возникающих ошибок. Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении режимных моментов и всего общения с детьми. Очень важно, чтобы все детские ошибки исправлялись корректно, в мягкой доброжелательной манере. Нельзя не сказать о важности правильности речи самих педагогов. Речь педагога – это пример, образец для подражания для детей с речевыми нарушениями: она должна быть четкой, предельно ясной, внятной и выразительной.  

Одно из направлений совместной работы логопеда и воспитателя – это подготовка к детским праздникам, в которой активно участвуют оба педагога, тщательно отбирая речевой материал, доступный детям.

Процесс нормализации речи детей возможен только при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя, при повышенном внимании к речи ребенка и к своей собственной. Такая работа требует от педагогов терпения, такта, постоянной изобретательности. Только при правильно организованном взаимодействии логопед и воспитатель, постоянно помогая друг другу, могут достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Но, конечно же, нам не обойтись без помощи родителей. Кто, как не Вы, сможете контролировать речь ребенка в повседневной жизни? Совместные занятия помогут Вам не только улучшить произношение ребенка, но и наладить эмоциональный контакт. Примером таких занятий может послужить артикуляционная гимнастика. Она должна выполняться ежедневно, перед зеркалом, от 5 минут в день.

1. Улыбка 
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 
2. Хоботок (Трубочка) 
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
3. Заборчик 
Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты и видны. 
4. Окошечко 
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 
5. Чередование положений губ 
(Улыбка-Трубочка, Заборчик-Окошечко). 
6. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
7. Иголочка 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
8. Чашечка 
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
9. Горка (Киска сердится) 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Автор: Тимакова С.О

учитель-логопед.

— МАДОУ "Детский сад № 30"