Роль фонематического слуха в развитии речи детей дошкольного возраста

Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного.

При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал.

«Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);

— слитное написание предлогов («втрехшагах…», «понебу…»);

— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);

— не дописываются окончания слов;

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

Каковы же возрастные нормы развития фонематического слуха?

Первый год жизни — ребёнок без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается.

На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи.

Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется.

Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Итак, развитый фонематический слух позволяет:

1. Правильно произносить звуки;

2. Четко произносить слова;

3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

5. Успешно освоить письмо и чтение.

Как правильно развивать фонематический слух?

1 этап — развитие у ребёнка восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей.

При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.

Перечень упражнений, которые способствуют развитию неречевого слуха:

“Какие звуки нарушают тишину?”

“Кто услышит больше звуков?”

“Назови звуки улицы”

“Вспомни звуки леса, луга, болота”

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”

“Жмурки с колокольчиком”

“Чей голос?”

2 этап – развитие речевых звуков.

Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

Игра «Правильно-неправильно».

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Банан». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

Назови посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Большое спасибо за внимание! Надеюсь, моя консультация была для вас полезной.

Учитель — логопед Сайко Н.В.

— Анастасия