Развитие творческих способностей детей в летний период

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста интересует очень многих педагогов, так как все мы осознаем, что раннее развитие этих способностей — прямой путь к формированию интересной личности. Личности способной нестандартно мыслить и видеть прекрасное даже в самом невзрачном. Личности, стремящейся к творческому созиданию, ведь истинный творец не может быть разрушителем.

Для развития творческих способностей в детских садах создаются изо студии и комнаты развивающего обучения, но не стоит забывать и о той творческой мастерской, которую придумала для нас сама природа – это летняя мастерская под открытым, где все материалы для творчества находятся под рукой, нужно только внимательно оглядеться вокруг. Для детей более естественна деятельность с натуральными природными материалами, которые во всем многообразии предлагает нам летняя пора.

Лето – это удивительная и веселая пора, время, когда возможно практически все.

Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком и водой.

А какое удовольствие посидеть в тенёчке и смастерить какую-нибудь игрушку, с которой сразу же можно поиграть. Именно летом мы гораздо сильнее ощущаем себя частью природы, частью большого цветущего мира. И нам так хочется прикоснуться к этому загадочному миру, вдохнуть его аромат и ощутить себя в чудесной сказке.

Летом проще всего поверить в чудеса. Ведь они совсем рядом, нужно только повнимательнее посмотреть вокруг, и мы увидим что, одна шишка похожа на елку, а другая – на ежика, плод шиповника напоминает птенчика, а обычную веточку можно превратить в трезубец Нептуна.

Игры и занятия с природным материалом — не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенной шишки и перышка. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.

Лето – благодатная пора для развития творческих способностей детей, обогащения их чувств и впечатлений. Это золотая пора сенсорного развития. А сенсорное развитие, т.е. развитие чувств и ощущений, это основа умственного воспитания. Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет большое воспитательное значение. Она помогает развивать у дошкольников интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, формирует художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение.

Для нас лето – это «маленькая жизнь». Жизнь полная радостных событий и творческих открытий. Короткое время, за которое все надо успеть: посадить огород, построить замок из песка, рассмотреть муравейник и улиток в водоеме, собрать шишки и красивые камушки, засушить всевозможные цветы и листья, а также загореть, вырасти и стать настоящими мастерами по изготовлению поделок из природного материала. Дети с нетерпением ждут лето полное игр и ежедневных открытий. В летнее время все занятия с детьми теряют характер обязательности и превращаются в увлекательную игру. При организации летней творческой деятельности мы стараемся отказываться от фронтальности. Удобнее и целесообразнее привлекать детей для работы небольшими подгруппами, а порой и индивидуально работать с каждым ребенком. Это значительно упрощает организацию и позволяет качественно проводить обучение. Вся работа ведется в форме сотворчества, а воспитатель наравне с детьми мастерит, экспериментирует и радуется, рассматривая созданные шедевры. Ведь в творчестве все равны и взрослые и дети.

Особенность нашего детского сада в том, что он, находясь в самом центре города, имеет на своей территории различные экологические пространства. Нами создан целый эколого-развивающий комплекс, который состоит из центра исследовательской деятельности, экологической клумбы, участка леса, сада, огорода, цветника, мини – водоема, экологической тропы и полянки сказок. Дети имеют возможность не только наблюдать на их территории за различными экосистемами, но и собирать разнообразный природный материал прямо на территории детского сада. В детском саду в летний период был реализован проект «Секреты дедушки Ау» в рамках которого дети узнали много нового о природе и научились создавать работы из природного материала. В ходе реализации проекта ребята оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевали их (интуитивно, посредством применения имеющихся и новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели). Для работы с природным материалом на улице, для детей оборудован большой стол со скамейками и крытая беседка. Ежедневно, на протяжении всего лета занимаясь с детьми изготовлением поделок и картин из природного материала, мы обратили внимание на то, как меняется отношение ребят к природе. Они стали более открытыми, радостными, отзывчивыми и спешат помочь даже обычному крошечному жуку, упавшему в лужу. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Мы, вместе с детьми хотим поделиться с вами той радостью, которую испытали от общения с природой, и оттого, что научились делать необыкновенные шедевры из природного материала.

Материалы, используемые для изготовления поделок и картин из природного материала.

1. Зерна и семена.

2. Штампы из овощей.

3. Деревянные брусочки.

4. Глина.

5. Ягоды.

6. Чешуйки шишек.

7. Сосновые иглы.

8. Береста.

9. Древесный гриб.

10. Шишки.

11. Кукурузные початки.

12. Сучья и коренья.

13. Древесная стружка.

14. Овощи.

15. Солома.

16. Крупа.

17. Цветы.

18. Листья.

19. Яичная скорлупа.

20. Перья.

21. Верба.

22. Ракушки.

23. Репейник.

24. Колоски, соломинки.

25. Фитоматериал.

26. Спилы.

27. Песок.

28. Камни.

29. Шкура и чешуя рыб.

30. Камыши.

31. Мука.

32. Пух тополей

Автор: воспитатель Астаркина К.А.

— Анастасия