Развитие речи ребенка в летний период. | Детский сад № 30 Рязань

Развитие речи ребенка в летний период.

         Лето – пора солнечных теплых деньков, отдых на природе, проведение многочасовых прогулок на свежем воздухе. Лето открывает перед нами новые возможности для развития речевой активности детей.

Развивать речь можно где угодно, с минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и эффективным.

Интересный рассказ.

Все дети любят, когда им читают.  Прочитав интересную историю, рассказ или статью, спросите у ребенка, о чем Вы ему прочитали, что ему понравилось больше всего, какой герой сказки понравился больше, а какой нет. Попросите пересказать сказку.

     И с каждым пересказом Вы будете замечать, как развивается связная речь ребенка.

Развитие речи летом — в машине.

    Летом без путешествий НИКУДА! А что, если вы просто поехали в магазин и «застряли» в пробке? Это время Вы можете провести с пользой для своих детей, поиграв в речевые игры.

   Существует много игр на развитие фонематического (речевого) слуха. Например:

«Повтори за мной»

   Просим ребенка правильно повторить за взрослым слоги или слова:

Па-ба, па-па-ба, том-дом. «Кто больше придумает слов на звук».

   Если ваш ребенок научился произносить какой- то звук и его необходимо закрепить, то Вам пригодится эта игра: по очереди придумывать и называть слова на заданный звук. Например, на звук «З»: зонт, замок, замок, забияка и т.д

  «Дополни предложение» Интересный вариант для детей старшего возраста: первый называет слово с определенным звуком, второй — добавляет к нему слово, чтобы получилось предложение, и так далее по очереди, пока не иссякнет фантазия. Например: рыба — рыба проворная — рыба проворная в аквариуме — проворная рыба играет в аквариуме — проворная рыба играет в аквариуме в игру и т.д. Эта игра очень хорошо тренирует память, а так же поднимает настроение Вам и вашему ребенку. Также очень благоприятно для развития речи заучивание небольших стихов или вы можете просто вспомнить выученные раннее стихотворения.

Рисуем мелками.

   Многие дети любят рисовать на асфальте яркими цветными мелками. Фантазировать вместе с ребенком может  кто- то из родителей, например:

«Угадай, кого (что) я нарисовал»

 «Волшебные дорожки»

   Необходимо нарисовать на асфальте различные извилистые дорожки, которые ведут в замок или в дом к волшебнику. Но, чтобы придти к цели, необходимо во время ходьбы произносить определенный звук или повторять слова за взрослым. Либо притвориться в машины и соревноваться – кто первый доедет до финиша.

   Играя в классики, тоже можно развивать речь: повторять слова или слоги по заданию. Вместо цифр нарисовать буквы и при прыжке называть его.

Либо можно с каждым прыжком удлинять предложение, начатое с одного слова.

Развиваем речь ребенка на детской площадке.

   На детской площадке хорошо удается вызывать новые звуки или звукоподражания у ребенка, так и автоматизировать (вводить в речь) звук, который ребенок вот-вот научился говорить.  Можно вызывать или автоматизировать звуки /C/, /Ш/,  /Р/ , протягивая их во время катания с горки: «сссссссс».Или в обратных слогах: пока едем на горке, тянем гласный: «о-о-о!», как только ноги коснулись земли, произносим нужный согласный: «ссссс!» — получилось «О-О-ОС». С горки можно катать разные игрушки, у каждой игрушки будет свое «спецзадание» — произнесение своего слога  с нужным звуком (сссаа! сссыы! и т.д.).  Для вызывания автоматизации /Р/ идеально подходят карусели, штурвалы, «рули», машины. Качели – любые слоги можно говорить на одно качание качелей. А также на качелях очень хорошо запоминаются стихи.

Играем в песочнице!

    В песочнице во дворе или на жарком пляже есть много песка и уйма времени. Чем заняться?  Спрячьте игрушки в песок (на небольшой площади, чтобы маленькие ручки смогли всё потом найти). Предложите детям отправиться на раскопки! Когда объект найден, нужно назвать его и положить в ведерко. А если есть элемент соревнования — будет еще веселее.

    Постройте красивый замок вместе с ребенком и попросите придумать кто в нем живет, какой у него характер, внешность и т.д.

Начните рассказ про жителя замка и попросите ребенка продолжить.

Развиваем речь по дороге в магазин.

    Получайте удовольствие от общения с ребенком по пути в магазин, в метро и даже в очереди. Называйте все предметы, которые видите вокруг, определенного цвета, формы или размера.

Игра: «Скажи- наоборот» Ребенку необходимо подобрать антоним. Например, длинный шарф – короткий шарф.

 «Счет от 1до 5».Например: Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Используем любые слова: стол, стул, цыпленок, ведро, огурец, самокат и т.д.

«Опиши, а я угадаю» Предложить ребенку описать предмет, который он видел на улице и описать, а родитель должен угадать, что это. Обязательно сначала представьте образец ребенку.

   Ну а если у Вашего ребенка нет «рычащих» звуков, то обязательно необходимо развивать и речевое дыхание: дуйте как можно больше мыльные пузыри, запускайте кораблике в бассейне на даче, дуйте на одуванчики.

  Мир фантазии безграничен – нужно только попробовать начать и вы увидите как все с легкостью у Вас получится и ребенок будет доволен и радостен, что с ним играют и Вы без принуждений добьетесь нужного результата, закрепите пройденное, научитесь новому!

Автор: педагог дополнительного образования Мжельская Е.К.

(дисциплина – развитие речи)

— Анастасия