Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

Дети – это неутомимые любознайки, они постоянно что-то разбирают, чинят, пристают ко взрослым с вопросами на любые темы и важно в эти периоды не отмахиваться. Ведь именно так малыши познают мир, делают умозаключения, экспериментируют и ни в коем случае нельзя этот интерес пресекать, иначе потом уже может быть поздно.  Взрослые, наоборот, должны направить исследовательскую деятельность дошкольников в правильное русло, ведь она позволяет найти ответы на многие интересующие ребёнка вопросы.

Развитие познавательно исследовательской активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но формирует измерительные навыки, умение анализировать и делать выводы; осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой мускулатуры.

                Грамотный подход и направление ребёнка.

Чтобы проводимое экспериментирование имело положительный конечный результат, оно должно иметь предварительную подготовку и структуру проведения. Условно детское экспериментирование включает:

1. предмет познавательно-исследовательской деятельности или постановку проблемного вопроса;

Например, взрослый наполняет ёмкость водой и предлагает ребёнку опускать туда по очереди небольшой кусочек газеты, ткани, металлическую и деревянную пластины. В результате этих действий выяснилось, что все предметы утонули, кроме деревянной пластины. Значит деревянные предметы не тонут, перед ребёнком поставлена задача, узнать какими же ещё свойствами обладает дерево.

2. поиск решения проблемы, сбор материала;

На этом этапе можно вспомнить названия деревьев, рассмотреть его части, нарисовать, поговорить о том, как деревья попадают на фабрику, что изготавливают из дерева, где применяют деревянные предметы. Полезно сходить в лес, рассмотреть спил дерева, стружку, древесину.

3. вывод.

В ходе этой познавательно исследовательской деятельности итоги могут быть таковы:

•             Деревянные предметы не тонут в воде;

•             Дерево – твёрдый материал, но лёгкий в обработке;

•             Деревянные предметы нашли широкое применение в промышленности и в быту.

Такой эксперимент подходит для старших дошкольников, а поэтапный план работы способствует нахождению ответа на поставленный вопрос через активизацию мыслительной деятельности дошкольников, обеспечивает развитие умения самостоятельно находить информацию.

Стоит заметить, что включение дошкольников в процесс познавательно исследовательской работы связано с различными видами деятельности и может осуществляется во всех сферах его жизни: утренний подъём, умывание, приём пищи, прогулка и т.д. Планирование и проведение познавательно исследовательской деятельности неразрывно связано с построением развивающей среды, которая способствует повышению познавательной активности. Прежде всего нужно приобрести соответствующую литературу, это могут быть художественные произведения, книги с развивающими играми и упражнениями, можно сделать подборку тематических загадок, например, о явлениях природы.

Для старших детей приятной неожиданностью будет, если родители выделят место и создадут для него мини – лабораторию, где будут проводится опыты, собраны необходимые для этого инструменты, приборы и материалы, здесь будут находиться собранные ребёнком коллекции, экспонаты для познавательно исследовательской деятельности. Чтобы эта деятельность приносила детям удовольствие и имела положительную тенденцию, родителям нужно приобрести для мини-лаборатории необходимые приборы и оборудование. Это могут быть микроскоп, лупа, весы; разные виды часов, магниты, фонарик, пипетка, сито, воронка; различные ёмкости: мерный стакан, баночки разных размеров. Также необходимо запастись разного рода материалами, с которым будет работать ребёнок: песок, глина, вода, природный материал, разные виды бумаги и ткани.

Появление интереса к познанию.

Интерес к познавательно исследовательской деятельности начинает проявляться у дошкольников с 3 – 4 лет. Малыши с большим удовольствием принимают участие в опытах с водой в разных её состояниях, песком и глиной, крупами, учатся переливать и пересыпать их из разных ёмкостей, что положительно влияет на их развитие. Конечно, в этом возрасте дети не могут анализировать, делать выводы, поэтому на первом месте стоит умение их заинтересовать, найти способы привлечь их к этой деятельности. Поэтому на помощь может прийти любимая игрушка, персонаж из сказки или мультфильма, литературные произведения. Например, после прочтения стихотворения «Наша Таня…» ребёнку предлагается выяснить может ли утонуть мяч или нет.

 В этом возрасте дошкольников можно знакомить со свойствами бумаги, дерева, стекла, ткани, организовывать наблюдения за объектами живой и неживой природы. Так, организуя знакомство малыша с природным явлением дождь, можно сделать следующее:

•             понаблюдать за разными видами дождя в разное время года. Ребёнок при помощи взрослого увидит, что дождь бывает сильный и моросящий, холодный и тёплый, и даже с градом.

•             сравнить воду дождевую и питьевую и выяснить, что дождевую воду пить нельзя.

•             посмотреть, как ведёт себя природа после весеннего и летнего дождя.

Формами познавательно исследовательской деятельности, которые активно можно использовать с детьми любого возраста являются опыты и наблюдения. Чтобы интерес дошкольников не угасал, они должны проводиться в игровой форме. Варианты могут быть такими.

Познавательные опыты для детей.

Опыты с песком.

•             их лучше проводить на улице в песочнице, для этого нужно приготовить ведёрки, совок, формочки, сито. Например, чтобы выяснить, из какого песка легче лепить можно предложить игру «Испечём печения для куклы Маши». Взрослый предлагает слепить пирожки сначала из мокрого, а потом из сухого песка, выясняется, что из сухого песка это невозможно сделать;

•             ребёнку предлагается взять сухой песок в кулачок и немного его разжать, песок посыпался быстро, теперь сделать это же с мокрым – выясняется, что влажный песок просыпаться не может;

•             попросите ребёнка просеять через сито сухой песок и мокрый, отметьте, что с влажным песком это сделать нельзя.

 Опыты с водой.

 •            для опыта понадобятся разные по форме и объёму прозрачные ёмкости (бутылка, стакан, банка и др.), краски. Налейте воду в банку, а с обратной её стороны или на дно положите любой предмет, и спросите видит ли его малыш, подведите к пониманию того, что вода прозрачная;

•             подготовьте стакан с водой и ещё 2-3 предмета, в которые можно поместить воду (блюдце, банка, половник), задайте вопрос: «Имеет ли вода форму?». Предложите ребёнку найти ответ самому, для этого ему нужно переливать воду в предложенные предметы. В ходе этого опыта ребёнок узнаёт, что вода принимает форму сосуда, в котором находится, а сама её не имеет;

•             налейте воду в чашку и попросите ребёнка её выпить. Поинтересуйтесь, какой вкус у воды? Затем предложите положить в неё сахар (кусочек лимона, ложку варенья, соль) и опять попробовать. Малыш должен понять, что вода в чистом виде не имеет вкуса. Игра также направлена и на развитие вкусовых рецепторов;

•             чтобы узнать, имеет ли вода цвет, подготовьте несколько стаканов с чистой водой и краски. Спросите «Какого цвета вода?», если ребёнок затрудняется, попросите набрать любую краску и размешать её в воде, определите получившийся цвет и так с остальными стаканами. Ребёнок должен прийти к выводу, что вода не имеет цвета и может окрашиваться в любой;

•             положите в тарелку немного снега или льда и поинтересуйтесь у ребёнка, произойдут ли с ними какие –либо изменения или нет. В результате опыта делается вывод, что снег и лёд тают в тепле. Также с этой целью предложите подержать снежинку в руке, или положить снег на грелку.

Опыты с бумагой и тканью.

•             понадобятся: ткань, бумага, ножницы, блюдце с водой. Дайте ребёнку лоскутик ткани и альбомный лист и попросите их порвать, разрезать, помять, намочить, свернуть. После каждого действия интересуйтесь результатом. Цель опыта показать, что ткань не шуршит, её нельзя смять в комок, остаётся целой после намокания, бумага же легко рвётся, сворачивается, шелестит, поле намокания её восстановить невозможно.

 Для закрепления полезно использовать игры «Что из чего?» – взрослый называет или показывает предмет, и спрашивает: «Из какого он материала?» (например, книга, тетрадь, рубашка, скатерть и т.д.). «Бывает или нет?» – родитель задаёт вопросы, типа, бывает юбка из бумаги? Журнал из ткани? и т.д.

Таким образом, развитие познавательно исследовательской деятельности процесс очень важный и требует от взрослых предварительной подготовки. Экспериментирование побуждает, особенно старших дошкольников, к познанию живой и неживой природы, рукотворному миру, человеку через практику. Поэтому взрослые должны поддерживать интерес детей в желании узнать наш мир лучше.

Автор : Корнова Н.В.

педагог дополнительного образования

дисциплина:Познавательно – исследовательская деятельность

— МАДОУ "Детский сад № 30"