Развитие музыкальных способностей детей 4-5лет посредство слушания музыки.

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей.

Выдающийся педагог В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» по этому поводу отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений,  труда»

Дети неоднократно слушают песню, разучивают ее. Необходимость правильно исполнить мелодию заставляет их внимательно вслушиваться в интонации, общее звучание. Различая образный характер и форму произведения (вступление, части, фразы), средства музыкальной выразительности (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык». Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Проявление с ранних лет музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные умения и навыки, которые помогают ребенку приобщиться к различным видам деятельности. Основной задачей педагога при выявлении музыкальности у ребенка в раннем возрасте, является развитие его музыкальных способностей и ознакомление с музыкой. Радынова О. пишет – «Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Она выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними».

Самым важным в развитии музыкального слуха является слушание музыки. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые песни. Знакомство детей с музыкой, с развитием музыкальной мысли не только прививает культуру восприятия, но и тренирует внимание, обогащает образное мышление ребенка.

Важную роль для развития умений слушать и воспринимать музыку играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Музыкально-сенсорное восприятие ребенка предполагает развитие у него восприятия звуков различной окраски и высоты. Чтобы развить сенсорные способности детей дошкольного возраста необходимо проводить различные музыкально- дидактические игры. В этих играх используются звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Средствами музыкальной деятельности являются высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука.

Чтобы слушание музыки приносило большую пользу в развитие детей дошкольного возраста необходимо систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений. Благодаря этому дети полюбят музыку, появится потребность слушать её и наслаждаться и в итоге разовьется музыкальный слух. Возможно избежать разговоров во время исполнения музыки в оперных театрах, что говорит о недостатке музыкальной культуры, которую нужно прививать детям начиная с раннего возраста.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, слушание музыки как процесс развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста несет огромный положительный эмоциональный заряд, он позволяет ребенку проживать собственные эмоциональные переживания. Музыка является основой личностного становления ребенка. Можно определить потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия. В ходе исследования было доказано, что слушание музыки будет способствовать развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста при выполнении следующих условий:

– поддержка эмоционального отклика на музыку, формирование потребности в слушании музыки, увеличение запаса музыкальных впечатлений;

– развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр пьесы;

– воплощение в творческих свободных движениях общего характера музыки, динамики ее образов; воспроизведение изобразительных движений.

Автор: Желтова А.С

Воспитатель

— Анастасия