«Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений»
Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи.
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому взрослым необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения.
Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы»), согласовывать существительные с числительными (пять утков), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). Дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).
Словарный запас у детей очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных.
Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и со стороны родителей.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Обращаем Ваше внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» – и предложите правильный вариант ответа.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
- «Догадайся, что это»– взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
- Игра с мячом «Скажи наоборот»– взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
- «Скажи ласково».Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
- «Кто подберёт больше слов». Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)
– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)
– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)
- Игра «Мой, моя, моё, мои»– игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
- «Перестановка»– все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты.
- «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
- «Съедобные слова».Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
- «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
- «Один-много»
Примерный речевой материал: шар… (шары), комар… (комары), гриб… (грибы)
шкаф… (шкафы).
- «Чего много?» Апельсин — много апельсинов; кукла — много кукол; гриб — много грибов; карандаш — много карандашей; ручка — много ручек;
- «Посчитай».
Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.
Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.
- «Подумай и назови».
Упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»)
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день …
Если на улице шум, то улица …
Если человеку сопутствует удача, то человек …
Если у человека талант, то человек …
Автор: педагог дополнительного образования Мжельская Е.К.
(дисциплина – развитие речи)