Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

Жизнь любого человека пронизана контактами с другими людьми. Каждый человек испытывает потребность в общении.

В современном мире возрастает актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников в связи с дефицитом воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Важность вопроса формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста  определена Законом РФ «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», ФГОС.

Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста   на физкультурных занятиях, я заметила проблемы взаимоотношений между ними. Во время командных игр дети  себя вели очень активно, охотно  участвовали в различных конкурсах.   Для выбора самого сильного, ловкого участника  команды, который будет  ее представлять, дети много спорили, каждый хотел быть представителем команды.  Самостоятельно дети не умеют договариваться, идти на уступки друг другу. И выбрать участника помогала считалка или жребий.

Выполняя конкурсные  задания,  команды активно «болели» за своих участников,  подбадривали их.  Но  когда игра заканчивалась, начиналось бурное обсуждение в проигравшей команде. Дети обвиняли друг друга, иногда оскорбляли,могли даже накинуться с кулаками.

При выигрыше команды соперников, дети старались больше назвать ошибок, промахов,  не хвалили за выигрыш.

В команде, которая побеждала,  дети старались подчеркнуть именно свой вклад в победу, очень  редко хвалили своих партнеров.

При общении с  инструктором по физическому воспитанию дети начинают говорить все сразу,  кричат, не слушая и перебивая друг друга. Бывает, что перебивают они и речь взрослого, не дожидаются часто окончания его реплики. Если инструктор отказывает им в просьбе, то дети часто обижаются.

Таким образом, наблюдение за  поведением и общением детей в играх, проводимых на занятиях физической культурой,  показало, что у детей коммуникативные навыки сформированы на качественно низком уровне, так как дети  еще не умеют договариваться, приходить к единому решению, редко используют положительную оценку партнера по игре.

В результате наблюдения за детьми во время занятий, я поставила перед собой цель: повысить уровень коммуникативной культуры старших дошкольников.

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки;
  2. Развивать самоконтроль в проявлении своего эмоционального состояния;
  3. Создать положительный эмоциональный комфорт на занятиях по физической культуре;
  4. Формировать у детей адекватную самооценку.

При решении задач по формированию коммуникативных навыков на физкультурных занятиях я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для развития эмоциональной отзывчивости, эмпатии, сопереживания я использовала на занятиях следующие игры: «Цепочка слов», «Водяной», «Городки», «Совушка-сова», «Зайчики и лиса», «Пантомимические этюды», «Азбука настроений», «Отражение чувств», «Комплименты», «Каракатица». Задача этих игр состоит в формировании у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности в вербальных и невербальных средствах общения, соблюдать элементарные правила общения в игре.

Для развития способности понять партнера по команде, предвидеть его действия, эффективно решать совместные задачи я предлагала детям игры: «Плохое настроение», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята», «Карусель», «Караси и щука», «Медведь и пчелы», «Ловля обезьян», «Мышеловка», «Отражение чувств», «Хор животных», «Цифры». Задача этих игр: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.

В играх-эстафетах («Водяная эстафета», «Каракатица», «Черепаха-путешественница», «Переправа», «Эстафета по кругу», «Пожарные на учении») развиваются способность к продуктивной совместной деятельности в командах,  закрепляются навыки нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками.

Используя коммуникативные игры в течение года, я отметила ценность и пользу их введения работу в процессе ООД.

Учавствуя в соревновательных играх, дети учатся общаться друг с другом, учатся доверять товарищу, сопереживать. Соревновательные игры помогают ребёнку почувствовать  свою индивидуальность, и в то же время увидеть в сверстнике равноценную личность.

В играх с правилами дети учатся умению договариваться, оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Я считаю, что играя с детьми в коммуникативные игры ,  оказываю практическую помощь детям в социальной адаптации, развиваю средства невербальной коммуникации ( мимику, пантомимику, жестикуляцию ).Дети стали легче вступать в контакт, стали более инициативны, готовы к общению.

Играя, дети овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями. Физическая и психическая составляющие в данных подвижных играх тесно связаны: в них дети не только совершенствуют двигательную сферу путем расширения запаса двигательных умений и навыков, но и учатся владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Такая работа с детьми дошкольного возраста создает положительный эмоциональный комфорт, развивает самоконтроль, формирует  адекватную самооценку, влияет на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, способствует умению работать в коллективе. Ребенок учится общаться со сверстниками.

Автор: Инструктор физической культуры Шитова Е.В.

— admin