Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой в программах ДОУ.

Результат экологического воспитания – экологическая культура личности. Составляющие части экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие);

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).

А дидактические игры как раз способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Так, дидактические игры:

• развивают познавательные способности; способствуют получению новых знаний их обобщению и закреплению.

• обогащают чувственный опыт ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности.

• развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь.

• способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

В дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три основных вида:

1. Игры с предметами.

В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

2. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

3. Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Автор: Кудряшова А. А.

Воспитатель

— Анастасия