Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.

         Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой, практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.  Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, поэтому для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование.

              Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка.

      Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально- ритмических движений  (четче воспроизводят ритм).

        Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.

             В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный,  метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

           Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей.

Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

         Основная работа по развитию чувства ритма происходит на музыкальном занятии, но дети, придя домой, часто повторяют то, чему они научились на музыкальном занятии: танцевальные движения, музыкально-ритмические упражнения. И вы, родители, должны их в этом поощрять. Не всегда у ребёнка всё получается. Вы должны подсказать ему, как правильно выполнить то или иное движение, как сделать это красивее.

Рекомендации родителям

  • Слушайте музыку (Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию).
  • Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
  • Поощряйте движения под музыку (Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны).
  • Хорошо помогает для развития чувства ритма игра на детских шумовых инструментах. (Возьмите коробочки или бутылочки, насыпьте в них немного любой крупы – вот и получился незатейливый инструмент). Можно использовать деревянные палочки или ложки. Пусть  ребёнок воспроизводит ритм любой услышанной музыки на этом «инструменте».  Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).
  • Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.
  • Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии.
  • Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, игры на шумовых инструментах, в любое время года и дня.  а

Автор : Морозова Е.Г.

музыкальный руководитель.

— МАДОУ "Детский сад № 30"