Приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры через подвижные игры.

Народные игры – это
яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его
развития.

 Мир детства – мир игры, это незыблемая формула
испокон веков. Дети играли везде и всегда независимо от возраста, достатка,
сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской
игры», позволяющей игре жить и развиваться. В настоящее время существует
проблема: «О недостаточном формировании нравственных – этических чувств, любви
к национальной культуре». Поэтому необходимо приобщать молодое поколение к
истокам национальной культуры через народные игры.

Для ребенка игра – одна
из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его
предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и
одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей
игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков,
передачи им необходимого жизненного опыта.

Классификация народных
игр.

1. Подвижные игры –  игры
соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу,
ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве ( «Горелки», «Ловишки»,
«Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

2. Обрядовые игры, это игры, которые имели
связь с народным сельскохозяйственным календарём («Кукушечка», «Ручеёк», «Гори,
гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.).

3. По отношению к природе. Эти игры не только
воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют
познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры:
«Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

4.Трудовые (бытовые) игры знакомят
с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков.
(«Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох»,
«Мельница» и др.)

5. Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то
действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется»,
«Сижу на камушке»).

6. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры –это игры, которыетребуют
искусство «артиста», умение на время превратиться в какого – то героя игры и
выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт
коза по лесу», «Дрёма» и др.)

7. Пальчиковые игры.

8. Хороводные игры.

Русская народная
подвижная игра – незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об
окружающем мире, становления мышления, находчивости, ловкости, сноровки, ценных
морально-волевых качеств. Свободу в действиях ребёнок дошкольного возраста
получает в подвижных играх, которые считаются основными методами формирования
физической культуры.

Большое значение подвижных игр – в их многогранной роли физической
и духовной жизни, имеющейся в истории и культуре всякого народа. Подвижную игру
можно считать важным воспитательным институтом, который содействует как
развитию физических и интеллектуальных способностей, так и усвоению
нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Примеры игр:

“У
медведя во бору”

Медведь
выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и
напевают песенку:


медведя во бору грибы, ягоды беру!

Медведь
постыл, на печи застыл!

Когда
играющие произнесли последние слова, медведь до сих пор дремавший, начинает
неохотно выходить из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и
старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила
игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесенных последних слов
песни.

“Мешочек”

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит водящий, он вращает шнур с грузом на конце (мешочек с песком). Играющие внимательно следят за шнуром, при его приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы он не коснулся ног. Тот, кого мешочек задел, становится водящим.

Автор: Тумакова И.Ю.

Воспитатель

— МАДОУ "Детский сад № 30"