Применение технологии биоэнергопластики для формирования мелкой моторной деятельности и артикуляционного праксиса у детей

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка,

чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В.А. Сухомлинский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • обеспечение успешности ребенка;
  • кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение!

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Таким образом, биоэнергопластика:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Следующий этап – выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Я предлагаю вам несколько артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики к фрагменту сказки «Как зайчишке Тошке скучно было» (на автоматизацию звука «ш»).

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Сопряженная гимнастика для языка и пальцев
№ п/п Содержание Движения артикуляционного аппарата Движения кистей и пальцев рук
1 На лесной опушке «Лопатка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.
2 В маленькой избушке «Варенье» Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
3 Жил-был зайчишка Тошка «Заборчик» Ладони находятся в вертикальном положении, пальцы сомкнуты
4 Каждое утро мама-зайчиха пекла для него вкусные бублики «Бублик» Пальцы соединены, образуя круг
5 Тошка за обе щёки уплетал бублики «Месим тесто» Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.
6 Прихлебывал горячий чай из красивой чашечки. Ароматный запах разносился по всему лесу «Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
7 В гости к зайцам заглянула веселая змейка. Она приветствовала ушастиков на своем змеином языке: ш-ш-ш, а после угощения благодарила: ш-ш-ш Произнесение звука [ш] длительно, коротко Руки перед грудью, локти опущены, ладони от себя. Произнося звук [ш], выполняется волнообразное движение руками вперед

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики. Способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторик, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания. Мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Автор : Ширенина Ю.Н.

учитель-логопед.

— МАДОУ "Детский сад № 30"