Ознакомление детей 6-7 лет с объектами живой природы – миром птиц.

Уважаемые родители!

Мы расскажем  вам, как знакомить детей с птицами.

Наблюдения являются одним из важных средств ознакомления детей с природой. В детском саду они проводятся ежедневно. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Задачи наблюдений имеют познавательный характер, заставляют ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Эта работа будет более эффективнее, если вы, родители, станете активно помогать нам.

С раннего детства мы знакомим ребенка с птицами. Первые детские потешки “Сорока, сорока…”, “Летели две птички” и другие вводят малышей в необыкновенный мир птиц. Они – первые представители живой природы, которых видит ребенок: воробьи, голуби, вороны.

Как же сделать так, чтобы интерес, именно к птицам, не угасал? Решить эту задачу помогут правильно организованные наблюдения. Каждое из них имеет свою цель и свое содержание и не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести конкретные знания о птицах, которые живут по соседству. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

Как же правильно организовать наблюдение?

1.Наблюдаемый объект (птица) должен быть доступен для восприятия ребенка.

2.Словесная информация взрослого о объекте должна следовать за восприятием.

3.Наблюдения должны быть кратковременными, но за одним и тем же объектом они проводятся многократно.

4.Наблюдения строятся по определенному плану:

а) призыв вместе посмотреть что-либо интересное;

б) предложить понаблюдать за птицей и спросить, знает ли ребенок эту птицу, что она делает в настоящий момент, уточнить особенности внешнего вида, как передвигается по земле и по воздуху;

в) завершить наблюдение чтением стихов об этой птице. а дома предложить нарисовать ее.

В последующих наблюдениях за этой птицей показать (если это возможно), где она живет, рассказать, чем питается, спросить, какая она: зимующая или перелетная?

Наблюдать за птицами можно во время прогулок в городе, на даче и в деревне.

В ходе наблюдений за птицами ребенок должен усвоить отличие одних птиц от других по внешнему виду, способу передвижения, по питанию, по следам на снегу. Например, как дети могут усвоить отличие вороны от галки. Сначала обратить внимание на стаю ворон и сказать, кто это. Затем, показывая на ворону, спросить, кто летит. Потом рассмотреть оперение и понаблюдать, что делает ворона, как передвигается по земле (шагает и в такт кивает головой). По такому же плану понаблюдать за галкой; уточнить, как их можно различить.

Можно рассказать что-либо интересное о наблюдаемой птице. Например, ворона обладает интеллектом, который ставит ее на одно из первых мест среди живых обитателей природы. Ученые приравнивают ее умственные способности к интеллекту молодых шимпанзе и маленьких детей. Обучить человеческой речи ворону намного проще, чем попугая. Вороны могут копировать кашель человека, лай собаки и другие звуки.

Будьте сами внимательны к живым объектам природы – птицам, и чаще обращайте на них внимание детей, и успех в наблюдениях вам обеспечен.

Автор: Соловьева С.А

Воспитатель

— МАДОУ "Детский сад № 30"