Общение между родителем и ребенком.

Общение между родителем и ребенком не всегда идет гладко. Недопонимания, конфликты, споры, ссоры знакомы любой семье. Но так хочется их минимизировать. Хорошие мамы и папы учатся правильной постановке диалога – нужным фразам, вопросам и даже поведению. Они изучают виды общения между детьми и родителями, подбирая лучшие алгоритмы для разных ситуаций. Среди многообразия психологических приемов и советов есть 9-10 исключительно ценных. Зная их, можно снизить накал страстей до минимума в любой семье!

Проблематика общения между родителями и детьми

Главная проблема общения между родителями и детьми – неправильная расстановка приоритетов. Когда ребенок совсем еще малыш, взрослый для него – царь и бог. Родители решают, что есть, что одевать, какие игрушки будут в доме и какие книги надо прочитать.

Но чем старше становится ребенок, тем активнее он стремится к упорядочиванию собственной жизни. И тут важно сменить авторитарный стиль общения, на дружеский. Но сохранить баланс и определенные границы.

Также стоит помнить, что нельзя постоянно быть «над» ребенком, даже когда он еще совсем мал. Даже у крохотного человека есть свои мысли, мечты и планы. И они не менее важны, чем взрослые.

     Разобраться в этих тонкостях помогут простые и понятные правила общения.

Как находить с ребенком общий язык: особенности общения родителей с детьми

  • Позитив.Без критики не обойтись. Но стоит научиться делать это без перехода на личности и сравнений с другими детьми. Критикуем поступок, а не человека. Подбираем слова, чтобы доносить информацию в позитивном ключе.
  • Создаем ситуацию выбора.Это настолько просто, что даже странно видеть повсеместно ультимативные заявления взрослых. Достаточно предложить несколько вариантов, удобных для всех, чтобы конфликт разрядился. Иногда это можно делать в паре «удобный и неудобный» вариант, тогда выбор будет всегда в пользу удобного.
  • Ценим дела ребенка.Бесконечные игры, болтовня по телефону, зависание в социальных сетях – по-настоящему важны детям. Не стоит обесценивать их увлечения! Необходимо искать компромиссы или находить альтернативы. Если речь идет о компьютерной зависимости, то интересный вариант решения проблемы уже обсуждался. Но в целом, помним, что личное пространство должно быть у каждого, и нужно уметь ценить это. Хочется отвлечь ребенка от его дел – попросите!
  • Правила важны не всегда.Взрослые привыкли жить по правилам. Хоть в реальности, хоть в настольных играх. Игровое общение с ребенком подразумевает мобильность. Используйте креатив, инициативу или хотя бы не отторгайте идеи малыша. Пусть в играх меняются правила – появляются новые сюжеты, персонажи, действия: интересно, и отлично объединяет играющих. Если правила не понравятся, то всегда можно вернуться к каноническим инструкциям.
  • Помощь полезна не всегда.Нельзя все делать за ребенка. У него должны быть свои ошибки, свой опыт. Иначе самостоятельности не добиться никогда… Но можно слегка корректировать реальность. Если, например, медлительность – причина постоянных опозданий, стоит начать раньше вставать или планировать день с учетом особенностей малыша.
  • Включаем ребенка в дела семьи– советуемся и прислушиваемся. Мнение всех домашних обитателей одинаково важно. И то, что кто-то старше, не делает его центром локальной вселенной. С ребенком нужно и можно советоваться, искать удобные для всех решения, обсуждать проблемы. Конечно, не стоит вывалить на голову малыша все неурядицы и сложности, но дозировано и согласно возрасту – нужно и можно.
  • Переживаем и сопереживаем.Часто речь о проблемах малыша вызывает у взрослых негативную или агрессивную реакцию. Или же смех. И то, и другое недопустимо. Ребенок переживает и обесценивать его проблемы не стоит. Необходимо показать, что любые чувства малыша важны – выслушать, поддержать, проговорить ситуацию и найти выход. Это основа качественного общения ребенка с мамой, залог дружбы и понимания в семье.
  • Гипотетические ситуации как ключ решения проблем. Придуманные ситуации, а также обсуждение сюжетов книг или фильмов – отличный способ общения. Так можно воспитывать эмоции, подталкивать к осознанию каких-то моментов, высказывать недовольство, искать решения. Важно сохранять «гипотетичность» ситуации до конца, особенно при наличии реальной проблемы, взятой за основу. Выводы ребенок сделает сам.
  • Юмор всегда и везде.Смех – залог хорошей атмосферы в доме. Умение слышать и понимать шутки, высмеивать ситуации и себя – пригодятся всегда. Не стоит использовать сарказм, идеи циничного и черного юмора – это обижает малышей и подходит только для взрослого общения.

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Автор : Васильковская Е.В.

Воспитатель

— МАДОУ "Детский сад № 30"