«Как сделать речь детей образной и выразительной»

Образная, богатая образными выражениями речь детей 4-5 лет – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. Ребенок слышит, что говорит взрослый и копирует его манеру речи и поведения. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Сейчас дети мало проводят времени в общении родителей (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Родителям проще отдать ребенка на занятие по развитию речи или к логопеду. Нежели заниматься самостоятельно. Дети мало видят родителей, которые сами читают книги. Так же сами взрослые порой не могут ответить на тот или иной вопрос ребенка. Редко смогу назвать пословицы и поговорки или дать объяснение каким либо образным выражениям. А на вопрос педагога «Читаете ли вы сами книги?» отвечают что мало времени, некогда и неинтересно Поэтому дети мало интересуются значением слов, только бессознательно повторяют услышанное, где то слова или выражения.

В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. Речь наша предметна. Поэтому ребенку проще показать пальцем на интересующий их предмет, нежели сказать словами. Поэтому, если вы хотите развить образную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями и выражениями, прежде всего, вы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью. А так же поправлять ребенка в не корректный словах или предложениях. Стараться прививать у ребенка любовь к книгам, умение их беречь и заботится.

Одним из источников образности языка является язык русских народных сказок. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяют образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и доступны, а важная информация усваивается сама по себе, незаметно. В сказке ребенок может применить в своей фантазии образ героя, который не сможет реализовать в реальном мире.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы сформировать образную речь детей?

* В детском саду ребенок учится различать жанровые особенности художественной литературы: это считалки, загадки, скороговорки, сказки и рассказы, стихи. Чтобы дети смогли разобраться как отличить один жанр от другого.

* Составляют творческих рассказов.

* Составляют рассказы по картине, по серии картин.

* Находят решения из проблемных ситуаций.

Что можно сделать дома:

Необходимо построить процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Ребенок должен понять о чем он читал сейчас книгу? Как можно было бы по другому рассказать? Если он мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя? А что бы было, если ты поступил иначе? А если придумать другое начало или конец?»

Попросите ребенка пересказать текст, затем задание можно усложнить: попросите описать персонаж, обстановку, время года, о котором говорится в сказке, используя те же слова и образы, которые употреблялись в тексте.

Старайтесь направлять беседу, задавая вопросы, а так же стройте диалог с ребенком. Можно высказывать свое мнение, иногда сознательно

«неправильное» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Побуждайте ребенка высказать свое мнение и отношение к героям сказки.

По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание природы или замка, или смелый поступок героя. Дети могут в дальнейшем, применять какие либо прочитанные обороты в своей речи.

В книгах ребенок может найти ответы на интересующий его вопрос. Примерить на себя некоторые роли. Побывать в образе Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Богатыря, Василисы Примудрой. Так же можно предложить ребенку описать главного героя, как он себе его представляет. Его внешний вид, во что одет и т.д.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик и обратно, в очереди, на прогулке.

1. Поводырь. Взрослый закрывает глаза, и ребенок ему описывает, что их окружает. Так же можно предложить ребенку с закрытыми глазами попытаться описать окружающее его пространство.

2. Опиши машину, игрушку. Ребенку предлагается описать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.

3. Добавь словечко. Мама начинает рассказывать историю, когда она останавливается, ребенок нужное добавить по смыслу слово.

4. Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребенок к нему — существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: краски, пятно, ручка. Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «шар, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

5. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ребенку сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить использовать картинки.

6. Найди повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а ребенок пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша маслит маслом кашу», «Мама купила покупки».

Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Так давайте же поможем нашим детям в этом.

Автор: воспитатель Желтова А.С.

— Анастасия