Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДОУ.

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация. Информационные технологии активно внедряются и в систему дошкольного образования, находят все большее применение в практике работы учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений. Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явлением и неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса с детьми с нарушением речи. Информационно-коммуникационные технологии, интерактивные средства обучения, несут в себе огромные потенциальные возможности для развития ребенка с речевым нарушением, становления его как полноценной личности, способствуют обогащению его коммуникативного и социального опыта, предоставляют учителю-логопеду оптимальный комплекс средств, с помощью которых можно решить задачи коррекционной деятельности. Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная работа моторного, слухового, зрительного анализаторов при выполнении заданий.

Что подразумевается мной под интерактивными средствами обучения?

Термин «интерактивность» происходит от английского слова «interaction», что в переводе означает «взаимодействие». Если представить интерактивность как модель общения человека и информационной системы, то интерактивное средство обучения – это средство, которое обеспечивает возникновение диалога, активного взаимодействия между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

Одним из самых прогрессивных и эффективных интерактивных средств обучения на сегодняшний день, на мой взгляд, являются интерактивные доски и интерактивные приставки, превращающие обычную белую магнитно-маркерную доску в интерактивную.

Интерактивные средства обучения значительно повышают эффективность занятия, позволяют сделать его ярче, эмоциональней, насыщенней, увлекают и заинтересовывают ребенка, способствуют повышению динамики коррекционного процесса, помогают детям лучше усваивать новую информацию. Разнообразие способов представления информации (аудио-, видеоматериалы, графические изображения и рисунки самих детей, взрослая и детская речь, многообразие тактильных ощущений) позволяет задействовать все основные сенсомоторные анализаторы дошкольника. Проводя сравнительный анализ названных средств обучения, необходимо отметить следующее:

К использованию компьютеров (ноутбуков) в обучении дошкольников предъявляются более жесткие санитарные требования, нежели к интерактивным доскам и приставкам. Временной интервал использования их на занятии достаточно ограничен. Количество имеющихся ноутбуков не позволяет работать всей подгруппе детей одновременно. В связи с этим, данное оборудование применяется мной чаще на индивидуальных занятиях с целью закрепления имеющихся речевых навыков, либо включается в подгрупповые занятия на этапе самостоятельной работы детей, с целью обеспечения вариативности и индивидуально-дифференцированного подхода.

Гораздо больший потенциал несет в себе интерактивная доска. Она используется как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях, позволяет ребенку взаимодействовать в коллективе сверстников, сочетать работу у доски и с места (с беспроводной мышкой), задействует массу тактильных ощущений. Также развивается точность движений руки, а при работе на доске стилусом, отрабатывается навык правильной позиции пальцев рук на пишущем инструменте (аналогично тому, как ребенок держит карандаш или ручку).

Специфичной для логопедического занятия является необходимость многократного повторения речевого материала, что зачастую приводит к повышенной утомляемости ребенка, потере интереса к происходящему. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет использовать речевой материал с максимальной отдачей, включать его в совершенно разные по задачам, характеру представления информации и игровым действиям, задания. Для меня, как учителя-логопеда, очень важно «выжать» из каждого игрового упражнения максимум возможностей, и данное средство обучения позволяет сделать это – ребенок «чувствует» слово, видит различные его оболочки. Он слышит слово, видит разные варианты изображения одного и того же слова, читает написанное слово, он многократно произносит это слово, действует с ним, двигает, перемещает, и даже «прячет». Формируется новая для ребенка, комплексная аудио-визуально-тактильная рабочая среда.

Очень удобно, что все это многообразие заданий можно разместить всего лишь на одной страничке, что значительно сокращает потерю драгоценного времени на занятии, не дает детям возможности отвлечься, потому что на доске все время что-то происходит.

При разработке содержания занятий с использованием интерактивного оборудования, выборе и создании электронных материалов, учитываю следующие принципы логопедической работы:

  1. Принцип комплексного подхода, активного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса

Применение информационных технологий и интерактивных средств обучения не является самоцелью, оно становится неотъемлемой частью системы организованной коррекционной работы, объединяющей деятельность учителя-логопеда, воспитателей, родителей и детей. В компьютерных игровых упражнениях частично используются продукты творческой деятельности самих детей (рисунки, коллажи, пластилиновые фигурки, аудиозаписи детской речи, сказочные истории-презентации, придуманные детьми совместно с родителями). Включение в занятие личностно значимого для каждого ребенка компонента, значительно повышает интерес детей к происходящему, формирует сознательное отношение к процессу коррекции речи, повышает уровень их самооценки.

  1. Принцип вариативности и индивидуально-дифференцированного подхода в отборе электронного материала

Выражается в учете особенностей речевого нарушения каждого ребенка, этапа логопедической работы, на котором находится ребенок, подборе материала с учетом речевых навыков детей, а также навыков владения компьютерной мышью. Предусматривается вариативность форм организации самостоятельной деятельности (работа у интерактивной доски, и за компьютером), различных способов выполнения упражнения на доске (пальцем, маркером, либо с места мышкой).

  1. Принцип последовательности и постепенности

При переходе от простого речевого материала к сложному, от ответов с места – к ответам у доски, от коллективных форм выполнения заданий – к самостоятельной деятельности детей.

  1. Принцип учета ведущего вида деятельностии здоровьесбережения

Предусматривается игровой характер заданий, чередование работы с раздаточным и электронным материалом, смена различных видов деятельности.

Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, позволяет создавать собственные игровые упражнения под конкретные цели логопедического занятия. Кроме этого, используются также и готовые электронные образовательные ресурсы. По возможности, мультимедийный материал и флеш-игры включаются мной в занятия напрямую с образовательных Интернет-ресурсов, в том числе сайта детского сада, что оптимизирует время для подготовки занятия, дает возможность детям закрепить имеющиеся навыки, повторно обратившись к этим ресурсам в домашних условиях, совместно с родителями. Однако, подавляющее большинство таких готовых продуктов, перед использованием, тщательно мной редактируется в соответствии с образовательными задачами и спецификой логопедической работы.

Таким образом, использование интерактивных средств обучения, с учетом вышеуказанных особенностей и принципов, значительно повышает эффективность логопедического занятия, что выражается в положительной мотивации ребенка, увеличении количества решаемых на занятии задач, разнообразии форм представления учебно-игрового и наглядного материала (в сравнении с традиционной формой организации занятия), и форм организации образовательной деятельности. Ребенок активно и, что немаловажно, творчески, включается в процесс овладения правильной и красивой речью.

Автор: Окунькова М.Н.

 

учитель-логопед.

— МАДОУ "Детский сад № 30"