Игры с песком в развитии детей.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Он может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям и педагогам особенности поведения и развития их детей. А именно:

 Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одну деталь на другую и т.п.)

Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т.п.)

 Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы)

 Личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, навыки в общении со взрослыми, общее эмоциональное состояние)

 Уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику)

 Эмоциональное развитие (как выражает свои эмоции, их адекватность ситуации)

 Стиль семейных отношений (диалоги между героями)

Уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера

 Устойчивость и распределение внимания, работоспособность

 Воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т.п.)

           Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом К. Г. Юнгом. Казалось бы, всё очень просто –ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев).

Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка не только говорить, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать.

Примеры некоторых упражнений:

 Упражнение “Необыкновенные следы”.

“Идут медвежата” – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

“Прыгают зайцы” – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

“Ползут змейки” – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 Точка, точка, запятая .

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.

«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

 Упражнение «Песочный дождик»  Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Воспитатель

Полковникова И.Н

— МАДОУ "Детский сад № 30"