Формирование взаимоотношений у детей 5-го года жизни в совместной игровой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях направлен на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо взаимодействие детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого. Взаимоотношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Исследования ученых показали, что характер общения ребенка с взрослыми и сверстниками преобразуется, видоизменяется, наполняется иным содержанием на протяжении детства, проявляясь в форме непосредственного эмоционального контакта, взаимодействия в процессе совместной деятельности или речевого общения. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации, умение следовать общим правилам. При этом общение со сверстником отличает ряд особенностей, таких как: яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность детских высказываний; преобладание инициативных высказываний над ответными; общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям, чем общение со взрослыми.По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, когда происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности, возникает определенная специфика взаимоотношений со сверстниками. Выделяются следующие особенности взаимоотношений ребенка 5-го года жизни с другими детьми: ситуативно-деловая форма общения; потребность в признании и уважении сверстника; конкуренция, постоянное сравнение себя со сверстником; преобладание вербальных средств общения над невербальными; формируются навыки коллективного взаимодействия; возникают устойчивые отношения подчинения одних детей другим. Данный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать. Это обуславливает необходимость организации педагогической работы по формированию межличностных отношений, одним из средств которой может выступать совместная игровая деятельность. Игровая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.Вступая в процессе игры в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт. Так, в сюжетно-ролевых играх дети могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. В играх с правилами развивается сплоченность детей, а также способность принимать правила и нормы и подчиняться им. Основной задачей педагогов при организации и руководстве игровой деятельностью детей является воспитание у них положительных взаимоотношений, основанных на принципах гуманизма.

Автор: Лебедева Т.С

Воспитатель

— МАДОУ "Детский сад № 30"