«Формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения в быту»
Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.
В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:
1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
2.Сформировать навыки безопасного поведения.
Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.
4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.
6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая помощь»).
7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.
9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.
10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.
11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.
12. Формировать предпосылки экологического сознания.
13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.
Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является
источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.
Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:
· Принцип полноты
· Принцип системности
· Принцип учета местности (городская или сельская)
· Принцип возрастной адресованности
· Принцип интеграции
· Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье
· Принцип комфортности
· Принцип дифференцированного подхода
Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.
Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.
Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,
Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим:
1. Игра.
2. Беседа.
3. Наблюдения.
4. Продуктивная деятельность.
5. Экскурсии.
6. Развлечения.
7. Дидактические игры.
8. Игровые тренинги.
9. Сюжетно-ролевые игры.
10. Решение ситуаций.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут
произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений
Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения) мы рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?».
В обязательном порядке нужно обращать внимание детей на здоровый образ жизни. Объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируются навыки личной гигиены. Обязательно необходимо рассказывать об устройстве и работе организма, обращать внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объяснять необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т.д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.
В качестве дополнительного материала необходимо пользоваться литературными произведениями : стихотворения , загадки, пословицы, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.
В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходится без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями рекомендовано проводить анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Приветствуются совместные задания для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков. Родители должны активно помогать: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организовать экскурсию. В наш скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от наших детей.
Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание « правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.
Автор: воспитатель О.В. Матяш