«Формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения в быту»

Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.

В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

2.Сформировать навыки безопасного поведения.

Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая помощь»).

7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12. Формировать предпосылки экологического сознания.

13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является

источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.

Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

· Принцип полноты

· Принцип системности

· Принцип учета местности (городская или сельская)

· Принцип возрастной адресованности

· Принцип интеграции

· Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье

· Принцип комфортности

· Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей играет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим:

1. Игра.

2. Беседа.

3. Наблюдения.

4. Продуктивная деятельность.

5. Экскурсии.

6. Развлечения.

7. Дидактические игры.

8. Игровые тренинги.

9. Сюжетно-ролевые игры.

10. Решение ситуаций.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут

произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений

Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения) мы рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?».

В обязательном порядке нужно обращать внимание детей на здоровый образ жизни. Объяснять детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируются навыки личной гигиены. Обязательно необходимо рассказывать об устройстве и работе организма, обращать внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объяснять необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т.д. в целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

В качестве дополнительного материала необходимо пользоваться литературными произведениями : стихотворения , загадки, пословицы, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.

В обучении детей безопасному поведению в окружающем мире не обходится без помощи родителей в достижениях своих целей и задач. С родителями рекомендовано проводить анкетирование, беседы, опросы, совместные экскурсии, дни открытых дверей, развлечения. Приветствуются совместные задания для родителей и детей. Устраивается конкурс рисунков. Родители должны активно помогать: кто изготавливает атрибуты, кто помогает организовать экскурсию. В наш скоростной век мы часто нарушаем те правила, соблюдение которых требуем от наших детей.

Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание « правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

Автор: воспитатель О.В. Матяш

— Анастасия