Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья? Когда мама отдает малыша в детский сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в новом социуме.

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Нравственность – это внутренняя мораль, не показная, не для других – для себя. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово. Воспитание в человеке подлинного, доброго отношения к миру; то есть к своим близким, ко всем людям, ко всему живому, ко всей природе невозможно без художественных произведений для детей. Нравственное воспитание у дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Чтобы воспитать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается это качество. Сильные же эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях.

Социально-нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Подвести детей к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.

Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Систематическое целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе.

Дружба – один из видов личных отношений. В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, их межличностных взаимоотношений.

Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Содержание дружбы существенно меняется с возрастом. На протяжении дошкольного возраста дружба претерпевает изменения, проходя четыре стадии развития: от эмпатического дистресса – (непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого) к осмысленной симпатии, и от примитивной идентификации с другим ребенком – в понимание его. Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». « Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Дети , осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.

Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Эмоциональный фон, как и в младшем возрасте, сохраняет свою силу, но теперь книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка

Воспитателям и родителям необходимо внимательно отбирать книги по художественным достоинствам, содержанию, планируя чтение и беседы с детьми в определенной последовательности.

Художественное чтение является неотъемлемой частью работы с детьми в детском саду и дома. Это прекрасный способ активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. Чтение художественного произведения, педагоги и родители  обязательно должны подчинить воспитательным  функциям.

Рекомендуем для прочтения рассказы  «Лучший друг» Драгунского, «Два товарища» Л. Толстого,  «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского, « Огурцы» Н. Носова и другие; басни Крылова «Журавль и цапля», «Лебедь, рак и щука», «Квартет»; чтение сказок «Два жадных медвежонка», «Лиса и волк», «Винни Пух и все-все-все», «Буратино», «Сивка – Бурка». Все эти произведения о добре и дружбе, воспитывающие  доброжелательное отношение к людям и желание прийти к ним на помощь.

Очень любят дети слушать стихи, например «Подарок», «Мы поссорились с подружкой»  Е.Благининой, «Есть такие мальчики» Агнии  Барто,  «Друзья» Елены Стехвашевой, « Кто первый?»  Владимир Орлов и многие другие. 

Автор : Кураксина Е.А.

Воспитатель.

— Анастасия