ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе.

Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности.

Развитие движений у мальчиков и девочек

Наиболее благоприятным для девочек 5—6 лет является режим средней двигательной активности (до 2,5 часов в неделю занятий физическими упражнениями), а для мальчиков этого возраста — режим большой двигательной активности (до 3,5 часов в неделю).

Большинство педагогов, организующих двигательную деятельность детей, отмечают, что существует ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков).

Двигательные предпочтения мальчиков и девочек

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.

Двигательные предпочтения проявляются и в выборе дошкольниками спортивных секций и кружков. Так, секции по художественной, ритмической гимнастике, фигурному катанию, хореографии посещают преимущественно девочки, а мальчики занимаются спортивными играми с мячом и шайбой, упражнениями на тренажерах, легкой атлетикой. А секции по туризму, плаванию, теннису, общефизической подготовке привлекают и девочек, и мальчиков.

Поэтому я считаю целесообразным учитывать половые особенности дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями

На физкультурных занятиях я обращаю внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответственные общеразвивающие упражнения.

Девочкам и мальчикам я предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Я убеждена, что занятия физкультурой имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволяет мне добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Автор: Шитова Е.В.

инструктор по ФИЗО

— Анастасия