Доступная среда | Детский сад № 30 Рязань

Доступная среда

Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья являетсяи актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является обной из важнейших в Российской Федерации. В ДОУ воспитание и обучение ребенка – инвалида ведеться по индивидуальным планам, утвержденным педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.

     Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

  Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

 Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

 Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе “Об образовании”, а также в законе “О социальной защите инвалидов в РФ”. На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам

Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ “Детский сад № 30 “Знайка”” осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ”, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Положение об организации образовательной деятельности

для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

В МАДОУ “Детский сад № 30” созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
  • специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • Еженедельный семейный патронат. (максимально-индивидуализированная форма реализации АООП).
  • Совмещение семейного патроната и психолого-педагогического сопровождения процесса посещения по индивидуальному графику занятий с педагогами и специалистами при полной поддержке тьютора (максимально-индивидуализированная форма реализации АООП).
  • Психолого-педагогическое сопровождение частичного посещения инклюзивной группы детского сада с поддержкой тьютора   при реализации АООП на основе индивидуальных занятий с педагогами доп.образования и специалистами.
  • Психолого-педагогическое сопровождение полноценного посещения инклюзивной группы детского сада на полный день, при всех необходимых требованиях реализации АООП.
  • Мониторинг и диагностика
  • Консультирование родителей в очной и дистанционной форме.

В МАДОУ “Детский сад № 30 “Знайка””  6 детей инвалидов и 127ребенка с ОВЗ

В детском саду обеспечен доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Каждый вход  в здание оборудован пандусом, съездами с тротуаров на территории ДОО,  пандусы внутри здания, лифт, широкие дверные проемы в помещениях, разноуровневые перила, специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение, возможность въезда личного автотранспорта для родителей ребенка с ДЦП на территорию образовательного учреждения.

Тактильные напольные покрытия снаружи и внутри помещений, предупреждающие знаки «Осторожно! Препятствие!», на лестницах знаки (стрелки) подсказки движения в определенном направлении, значки, указывающие на опасные зоны (окна, пространства открывания дверей), спортивный и музыкальный залы, метеостанцию, кабинеты логопедической работы  и коммуникативной активности, центр сопровождения основных направлений развития ребенка, сенсорная комната с фибероптическим оборудованием, интерактивными панелями, сухим бассейном, песчано-световыми и проекционными столами, центр развития речевой активности, центр развития познавательной активности, центр исследовательской деятельности, центр экологической культуры, пространства игровой и творческой активности, центры организации тематических пространств, центр творческой деятельности, бассейн, стену для скалолазания.

Пространственно-временная среда представлена в виде продуманной планировки помещений, выбора пособий, игрушек, дидактических и сенсорных панелей и игр, и их смены, индивидуальных детских регулируемых компьютерных столов и стульев, магнитно-маркерных мольбертов, панелей для рисования пальцем, массажных дорожек для ортопедической коррекции, спортивные тренажеры.

Развивающая среда включает  наглядно-дидактический материал, зоны воды и песка, лабораторию, интерактивное оборудование, беспроводную аудиосистему, цифровую лабораторию «Наураша», интерактивный комплекс «Олодим», «Буквария», ноутбуки для детей, музыкальные центры и инструменты, теле-, видео-, ауди-, фотоаппаратуру, проекторы, интерактивные доски, документ-камера, Настенное небьющееся зеркало «Таинственный свет», Настенное панно «Водопад», Фибероптическое волокно, интерактивный мобильный программно-технический комплекс (робот).

В нашем саду предоставляется услуга тьютера, оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую помощь.

СИСТЕМА ПАТРОНАТА И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ И РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Адаптированные образовательные программы