ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИБАУТКИ?

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.

Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки – это школа игры.

Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек: “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая” и некоторых других.

Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.

Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.

“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп

Кто каши не ест, кто молоко не пьёт –

Того забодает, забодает!

“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.

“Ладушки”: В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками – это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки: она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:

Ладушки, ладушки, где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

-Что пили?

-Бражку!

Попили, поели, кыш, кыш!

Домой полетели, на головку сели,

“Кукареку!” – спели.

“По кочкам”: Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:

По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам в ямку – бух!

Ехали, ехали, к бабе за орехами.

В ямку – бух!… А там – петух! Ехала барыня по ровной дорожке, По кочкам, по кочкам – да бух!

“Сорока”: В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала…

Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:

Этому дала,

и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:

этому не дала:

Он дров не колол,

Он воду не носил

Он кашу не варил.

Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” – играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” – поёт пила …Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.

Что касается закличек, то они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе.

Например, если долго стоит изнурительная жара, дети кричат:

Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе гущи!

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку!

Дождик лей, лей, лей,

На меня и на людей!

На людей по крошке,

На меня по ложке!

А если скучно в пасмурный день, нет солнышка, и прохладно:

Солнышко, солнышко, Выгляни на брёвнышко, Там тепло, здесь холодно!

Кроме потешек, закличек, детям очень нравятся и прибаутки:

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

Кошка в лукошке рубашечку шьёт,

А кот на печи сухари толчёт.

У нашей кошки три сдобные лепёшки,

А у нашего кота три погреба молока.

Итак, главное назначение этих забав – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Автор: воспитатель

Ершова А.С.

— Анастасия