«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребенок не овладеет необходимыми категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет испытывать определенные сложности.
Обогащение и активизацию словаря следует начинать с раннего возраста ребенка. У ребенка, обладающего богатым словарным запасом, формируется правильная речь.
Слова, которые усваивают дети, делятся на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает, но в речи не использует.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому обогащение словарного запаса происходит через игру. Существует ряд специальных методических упражнений, которые лежат в основе дидактических игр по обогащению словарного запаса.
Например:
– подбор эпитетов к предмету;
– подбор к предмету действий (глаголов);
– подбор к действиям предметов или объектов;
– вставление детьми пропущенных слов;
– составление предложений с заданным словом;
– называние составных частей целого;
– объяснение слов;
– отгадывание и составление загадок;
– классификация предметов;
– добавление придаточных предложений;
– распространение предложений;
– подбор синонимов (антонимов, омонимов).
Закрепление активизации словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.
Приведем несколько самых используемых игр:
Игра «Фрукты»
Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.
Ход игры:
Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий – ёж, холодный – снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое – блюдце; прозрачный – кувшин.
Игра « Съедобное – несъедобное»
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «живое – неживое», «овощи-фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы – насекомые», «одежда – обувь» и др.
Игра «Посылка»
Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри).
Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Ход игры: дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед.
Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Автор: Полковникова И.Н.
воспитатель
Просмотров: 14