Формирование основ безопасности у детей 5-6 лет | Детский сад № 30 Рязань

Формирование основ безопасности у детей 5-6 лет

Обучение безопасному поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, O.Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т. Г. Хромцова и др.). Первоочередной задачей воспитателей и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, O.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, является не оберегание и защита дошкольника, а его подготовка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В настоящее время, в связи с введением 23 ноября 2009 года ФГОС, образовательная область «Безопасность» становится обязательным изучением. Ее авторы выделили в отдельный раздел образовательную область «Безопасность». Цель образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Б. Г. Кудряшов в своем словаре по основам безопасности жизнедеятельности понятие «безопасность жизнедеятельности» определяет как «благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам».

Безопасность жизнедеятельности в исследованиях различных ученых рассматривается многогранно и обширно (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. И. Басаков и др.).

И. А. Щеголевой выделены три компонента безопасности жизнедеятельности человека :

1) предвидение опасности (знание человеком многообразия источников опасности, таких как:

– собственное «Я»: себе, среде обитания, другим людям;

– среда обитания: природная, техногенная, социальная (другие люди, военная обстановка.

2) уклонение от опасности (представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку возникшей ситуации)

3) преодоление опасности (умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (избежание опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками самозащиты и взаимопомощи).

Ведущие психологи, физиологи и педагоги, такие, как В. К. Зайцева, О. Н. Русак, И. А. Щеголев, A.M. Якупов и другие, в своих работах сообщают о том, что на безопасное поведение человека влияют следующие факторы

– биологические ( рефлексы: безусловные и условные);

– психофизиологические качества человека;

– текущее физическое и психическое состояние;

– мотивация к выполнению правил безопасности;

– обученность и опыт.

Условно основные источники опасности для ребенка-дошкольника можно разделить на несколько групп:

  • опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
  • опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);
  • опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
  • опасности на природе.

Наша задача – это обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности мы начали с обеспечения материально-технической базы: в группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:

  • «Один дома»;
  • «Будем здоровы»;
  • «Другие люди – кто они»;
  • «Мы и природа».
  • «Азбука дорожного движения».

Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольниковИ еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе мы старались заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, нами, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по теме. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе мы старались претворить эти правила в жизнь детей, показывали возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировали дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях.

Так, например, обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения мы проводили с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения«Волшебная страна Светофория»«Красный, желтый, зеленый»«Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети», где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Итог проведенной нами работы считаем хорошим. Главная цель достигнута – первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми.

Автор: Савина И.В.

Воспитатель.

Просмотров: 0

— МАДОУ "Детский сад № 30"