Развитие и коррекция мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму. | Детский сад № 30 Рязань

Развитие и коррекция мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Источники способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский.

   В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребёнка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму. Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти.  Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка избегать выполнения действий, которые должны.  Очень важно учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте следует только готовить к письму, а не обучать ему, чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть в связи с формированием неправильной техники письма. Основой подготовки ребенка к письму является развитие мелкой моторики рук.

   Поэтому, возникает вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие и координация движений пальцев рук.

   Существует расхождение между достаточно высоким интеллектуальным развитием старших дошкольников и низким уровнем развития мелкой моторики рук. В школе на первом этапе обучения многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильного написания букв, нередко встречается “зеркальное” письмо, ребёнок не укладывается в общий темп письма. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации.

Для того, чтобы ребёнок овладел письмом необходимо, чтобы у него мелкие мышцы кисти достигли определённого развития и сформировались моторные (двигательные) навыки. Несформированность моторных действий может стать основой трудностей обучения письму. Поэтому важно иметь в виду не только развитие основных  движений (бег, прыжки, спортивные движения),  но и способность манипулировать мелкими предметам, умение правильно держать ручку, не напрягая руки, и выполнять простые графические движения (рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг квадрат, треугольник).

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти рук к письму и, немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. В настоящее время  разработаны разные подходы, приёмы, методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало конкретных рекомендаций по их применению для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей.

   В данной консультации представлен опят работы по использованию нетрадиционных методик и технологий совершенствования координационных способностей рук детей старшего дошкольного возраста таких как игровой самомассаж, массаж кистей рук с использованием Су-Джока, игры с водой, песком, крупой.

  1. Игровой самомассаж

   Игровой самомассаж кистей рук, является не только эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи, но и развивающим, оздоровительным средством.

   Помимо этого, игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, так как массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.

   Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

   Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков коры головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.

Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.

  • Поглаживание
  1. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кистей руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев – это “лучи солнца”.
  2. Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трёх пальцев.
  3. Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками 2-5 пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
  4. Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
  • Растирание
  1. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
  2. Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).
  3. Пиление ладони пальцами противоположной руки.
  • Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

  • Вибрация

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

  1. Массаж кистей рук с использованием Су-Джока

   В настоящее время Су-Джок терапию многие педагоги используют не только с целью общего укрепления организма, но и в коррекционной деятельности в качестве массажа  и для развития мелкой моторики рук детей.

Детям нравится массировать пальцы и ладошки при помощи шаров-ежиков и колечек-пружинок. Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, поэтому эту работу рекомендуем проводить в течении 1 минуты перед выполнением заданий связанных с рисованием и письмом или же как часть физминутки во время занятий связанных с умственной деятельностью.

Приемы Су –Джок терапии:

  1. Массаж кистей и пальцев рук специальным Су-джок шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Это могут быть круговые и горизонтальные движения, перекладывания, сжимания, перебирание шарика пальцами рук.

  1. Массаж пальцев эластичным кольцом.

В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое также способствует развитию мелкой моторики и помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным является массирование пальцев, в нашем случае кистей, эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж путем катания вверх-вниз, до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.

  1. Игры с водой и песком

      С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышам возможность побродить по лужам, а то и потрогать водичку в них руками. И, обычно, чем лужа глубже, тем она привлекает к себе, тем интереснее ее исследовать.

   Наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, заполняют ямки в песке с водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить углубления, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду….

    Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной работе с дошкольниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в теплую воду или песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка. При выполнении разных упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок или воду, чтобы ребенок мог совершать ими как произвольные, так и условные движения, что в свою очередь способствует развитию моторики рук.

   Игры с песком и водой требуют определенной организации: необходимы специальные емкости для воды и песка, также ребенок должен иметь клеёнчатый фартучек и индивидуальное полотенце.

Игры с водой.

“Варим кашу”, “Рыболов”, “Тихая вода и волны”, “Переливание воды через воронки”, “Звенящая вода”, “Перетекание по трубкам”.

Игры с песком

“Следы на песке”, ” Заборчики”, “Лесенки”, Ступеньки”, “Зеркальное рисование на песке”, “Повтори узор, рисунок”, “Угадай, что спрятано в песке?”, “Следопыты”.

Также можно:

  • опускать руки в песок, набирать в ладони и выпускать тонкой струйкой;
  • приложить руки к сухому песку, проговорить какой он (теплый, сухой, рассыпчатый), затем проделать то же самое с влажным;
  • погрузить руки в песок, так чтобы ладоней не было видно, затем пошевелить пальцами, посмотреть как изменился рельеф;
  • представить, что рука – это машина, поводить ей по песку как по дороге, сделать ямки, которые нужно “объехать”, делать зигзагообразные, круговые движения;
  • нарисовать на песке лабиринт и “пройтись по нему пальчиками;
  • постучать пальцами по песку, имитируя игру на пианино, затем по твердой поверхности, сравнить ощущения;
  • взять горсть песка и выпускать её струйкой, создавая тем самым узоры или рисунки.
  • выкладывать на песке узоры с помощью камней, ракушек, палочек, фасоли, гороха и т.д.
  1. Игры с крупой

   Развитию мелкой моторики также способствуют игры с предметами, разными по своей структуре на ощупь, например, с крупами. Такие игры помогут улучшить мышечную, зрительную, нервную и костную системы. Организация таких игр проста и доступна, ее можно проводить как в детском саду, так и рекомендовать родителям. Для игр подойдут разные крупы как мелкие (пшено, рис, перловка), так и крупные (горох, чечевица, фасоль).

Крупу можно насыпать в емкость (тарелки, баночки, миски и т.д.). Добавить туда ложку или совочек, разные баночки, мелкие игрушки, которые можно прятать и находить.

Можно поиграть в следующие игры:

“Насыпаем”, “Дождик”, “Дорожки”, “Игры с пинцетом”, “Колодец”.

Также можно:

  • насыпать в крупу бусины и потом руками обратно достать и убрать в банку;
  • пересыпать ложкой крупу из одной чашки в другую; попробовать сделать это вилкой. Спросить у ребенка почему не получается;
  • насыпать крупу в стаканчик через воронку;
  • перемешать разные крупы и рассортировать, игра “Золушка”.

    В консультации  приведены лишь некоторые примеры использования нетрадиционных методик и техник в работе с детьми по подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев, которые способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагогов и детей.

Автор: Андрианова Т.А.

Воспитатель.

Просмотров: 0

— МАДОУ "Детский сад № 30"