Творческие игры по рисованию на развитие воображения и фантазии у детей дошкольного возраста. | Детский сад № 30 Рязань

Творческие игры по рисованию на развитие воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов:

-возраста,

-умственного развития,

-особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического

развития),

-индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценке собственного образа «Я», особенностей коммуникации, степени самореализации, оценки собственной деятельности, черт

характера и темперамента).

Ребенок живет в своем фантастическом мире, основанном на реальности. Интересы

ребенка проще, отношения его с окружающим миром не имеют той сложности, которые формируют поведение взрослого человека.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, независимо от рассудка, поэтому недостаточно контролируется самим ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Задача взрослых, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка. Для этого используют творческие игры

Поможем художнику Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры. Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты. Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним. После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится. Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается. Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.

«Закорючки». Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Клякса». На листах бумаги нарисованы кляксы. Нужно придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Незаконченные рисунки» Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей); Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка). Ход игры Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки». Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Простые рисунки» Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос “Что это такое?”. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно. Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку, также можно придумать как можно больше ответов к одному рисунку и записать их. Затем предложить своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре. А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Рисунок того, чего не может быть. Для детей 5-8 лет. Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа – такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет.

Игра «Море и небо» В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек. Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том, какая бывает погода на море. После чего дети изображают: 1) с помощью рук – море (волны, штиль, шторм); 2) с помощью лица и ладошек – небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки). Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.

«Представь себя…» В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Космическое путешествие»  Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте воображение ребенка, например, вы скажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п. Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Кругольники. Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники (с мягкими углами). Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу – длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки – получаются часы. К треугольнику хвостик – веселая морковка. Вариантов много (круг – мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку – изображение не повторяется.

На что похож круг. Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

Дорисуй половинку фигуры. Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

Автор: Медведева М.А.

Педагог дополнительного образования по рисованию.

Просмотров: 0

— МАДОУ "Детский сад № 30"