Развитие связной диалогической речи старшего дошкольного возраста в процессе игры. | Детский сад № 30 Рязань

Развитие связной диалогической речи старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Поэтому необходимо:

  1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
  2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
  3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственные речевые умения:
  2. Умения речевого этикета.
  3. Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

     4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

     5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

   Таким образом, основная цель развития диалогической речи у дошкольника –научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми.

     Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

      Одним из методов формирования диалогической речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики

разговора.

       Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси – гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», «Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Игры – инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогических навыков и умений, нужно создать необходимые педагогические условия:

– организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности.

-пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создается доброжелательная атмосфера в группе.

  1. Занятия для активизации общения можно проводить 2 раза в месяц:
  2. Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.

«Незнайка учится здороваться»,

«Быстро ответить»,

«Незнайка раздает игрушки»,

«Мы идем на прогулку»,

«Незнайка учится просить»,

«Исправьте Незнайку».

  1. Игры парами

«Разрезные картинки» (предметы одежды), «Да или нет», «Кто как кричит», «Кому что нужно?», «Съедобное – несъедобное», «Магазин»

  1. Сюжетно-ролевые игры:

«Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника».

  1. Дидактические игры:

«Факты», «Согласен – не согласен», «Не говорить «да» и «нет».

6 Подвижные игры:

«Коршун», «Гуси – гуси», «Краски».

  1. Игры – инсценировки:

русская народная сказка «Теремок», русская народная сказка «Репка», русская народная сказка «Волк и козлята».

  1. Тематика разговоров:

«Как ты провел выходной день», «Твоя любимая книга», «Твоя любимая игрушка», « Весна», « Твой любимый сказочный герой», « Как бы ты встретил новенького».

Овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь. Важность проблемы развития диалогической речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами.

Автор: Овсянникова С.Ю.

Воспитатель.

Просмотров: 0

— МАДОУ "Детский сад № 30"