Роль народной игрушки в развитии детей. | Детский сад № 30 Рязань

 Роль народной игрушки в развитии детей.

 Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего очень заметного места.

 Хорошо известно, что традиционная игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней?Прежде всего важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лен, шерсть и т.д. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

     Важен и размер игрушки. Вы, возможно, замечали, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности (сомасштабности) ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность.

Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С её помощью передавалось мастерство по наследству, а с ним традиции нравственной культуры. Мудрыми тогда были средства народной педагогики. В песнях, сказках, игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Для каждого возраста были свои забавы. Среди игрушек не было случайных поделок. Все они готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Сразу после рождения появлялись у ребенка первые «утехи». Детскую колыбель обвешивали «побрякушками», пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали занимательные игрушки со звуком и яркой окраской: подвески с шумом, трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох

Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. 
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли.Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

 Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если  в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Это было много, много лет назад. Мы, конечно, можем сказать, что время было другое, дети были не такие, взрослые думали по- другому, но согласитесь, что тогда  наш народ больше задумывался о нравственных аспектах жизни. Дети чаще  играли, родители  больше уделяли им времени, я бы даже сказала, что их любили по – другому. Увидев один раз эти игрушки, подержав их в руках, чувствуешь в них тепло и любовь, переданную детям. Разве современные родители не способны на это?
При желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

Автор: Мартынова Т.В.

Воспитатель.

Просмотров: 6

— МАДОУ "Детский сад № 30"