Детско-родительские отношения в современной семье. | Детский сад № 30 Рязань

Детско-родительские отношения в современной семье.

 «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  В. А. Сухомлинский

Любой родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего. Прилагается масса усилий, делается все возможное, чтобы наши дети были здоровыми, счастливыми, чтобы они развивались гармонично каждый день.

Из закона РФ «Об образовании» (статья 18): «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Нельзя поспорить с тем, что современная жизнь имеет очень быстрый темп, и сильнее всего это заметно в крупных городах. Там люди постоянно спешат, торопятся и при этом не всегда успевают сделать все свои дела. Поэтому нехватка времени является основной причиной недостатка внимания к детям.

Родителям зачастую некогда поговорить по душам со своими детьми, так как все время уходит на поддержку физического существования семьи. Нарастает напряженность или полное равнодушие в отношениях.

Последствия невнимательного воспитания могут вырасти в большие проблемы для ребенка и повлиять на всю его жизнь в будущем.

Дети не знакомы с основными правилами дисциплины, поэтому имеют проблемы социального характера. Дети не уверенны в себе, так как не чувствуют, что их любят и ценят. Дети безразлично относятся к окружающему миру.

     Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, так как его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Воспитание в семье эмоционально, индивидуально, конкретно. Для него характерны целенаправленность, постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей на детей, наличие объективных возможностей включения ребенка в различные сферы деятельности семьи (бытовую, хозяйственную, досуговую, общественную).

    Занимаемая родителями позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у ребенка способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.
Тип семейного воспитания определяет параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребёнка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации .В наше время, в среднестатистической семье не хватает родительского времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям, родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка, потребности в эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании. Зачастую уставшие после работы родители срываются на своих детях, они их ругают и наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания слышат оскорбления, ругательства, обвинения в свой адрес, что крайне отрицательно влияет на развивающуюся личность. Наказания зачастую переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды защит: он учится врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и агрессивным. Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка, как в школе, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной поддержки родителей, особенно матери, ребенок не сможет гармонично развиваться. От родительского стиля воспитания зависят как сами детско-родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно его будущей жизни. В наше время в основном используют социализирующий стиль (подготовка к самостоятельной жизни), и помогающий стиль – принципиально новый стиль воспитания, гуманистическая позиция и отношение к ребенку как к равноправной личности.  Существуют разные стили воспитания. Авторитарный стиль воспитания (приказной) стиль, как и либеральный стиль воспитания (попустительский) – не благотворно влияют на развитие полноценной личности. Демократический и авторитетный стили воспитания – основные стили для полноценного воспитания личности .Родителям необходимо: выбрать оптимальный стиль воспитания, жертвуя собой эмоционально принимать и поддерживать ребенка, узнать его темперамент и другие психофизиологические данные (все дети по разному воспринимают, перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с разной динамикой выполняют задания, поручения).Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным, т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления личности, ни словесного, ни физического. Если родитель видит в своем ребенке, какое-либо неправильное поведение, то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети имеют свойство  идентифицироваться (отождествляться, копироваться) с родителем, особенно своего пола. И если вы заметили, что постоянно ругаете ребенка за то, что он ленив, то прежде обратите внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям, вещам и задачам. Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие вещи происходящие в семье – совсем не для него: например, скандалы между родителями (ребенок одинаково любит обоих родителей), поэтому для предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях. Каждому ребенку необходимо родительское тепло, учитесь выражать свои эмоции словами, телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой.

Главное – правильно это сделать: необходимо разговаривать с ребенком о его жизни и проблемах, интересоваться ими, проводить спокойные воспитательные беседы, читать ему сказки, играть с ним. Уделять внимание именно ему, вашему малышу. И очень важно: при разговоре смотреть ребенку в глаза и минимум три раза в день его обнимать.

 Уважение личности ребенка, эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания личности и будущего Ваших детей.

Дорогие родители, помните, ваше общение с ребенком также важно для него как еда, одежда и образование!

Автор: Андрианова Т.А.

Воспитатель.

Просмотров: 2

— МАДОУ "Детский сад № 30"