Взаимоотношения детей в совместной деятельности. | Детский сад № 30 Рязань

Взаимоотношения детей в совместной деятельности.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками  в группе в детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании .Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Взаимоотношения рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т. д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает , что отношения детей в группе не всегда складываются благополучно. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых  можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе формируются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д.

Ведущая роль в формировании правильных взаимоотношений между детьми в детском саду принадлежит воспитателю. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Воспитателю необходимо хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что он не   такой и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Воспитатель организует совместную деятельность детей, которая также влияет на взаимоотношения. Совместная  деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной  деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей  правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Задача воспитателя состоит в том, чтобы разъяснить,  как следует, договариваться, учитывая желания друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задания между собой, выслушивать мнение товарищей.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказывается достаточно устойчивыми, ибо разъяснение воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласование действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневные общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки.

Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно-ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми подвижного характера. При проведении игры важно то, что дети без лишних споров могли бы распределять роли между собой, а затем играли,  соблюдая все правила игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношение.

Рекомендации для воспитателей

  • Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Может быть лидер нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т.д.), а совсем другим качествам – красивый, конфеты дает и т.д.

  • Пяти-семилетние дошкольники, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть с теми или иными товарищами, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

  • Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники и т.д.

  • Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое «хорошо» и что такое «плохо». Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношение в группе. Воспитатель, выяснив «отверженного» ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

Автор: Полковникова И.Н.

Воспитатель

Просмотров: 2

— МАДОУ "Детский сад № 30"