Май 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, наиболее эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.

Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на развитие речи детей. Движение помогает  осмыслить слово. Слово с музыкой организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, активизируют познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и в речевой деятельности у детей с нарушениями речи.

   Логоритмические занятия имеют большие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используется эмоциональная регуляция движений и действий, обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкальный темп и ритм, а также эмоциональная включенность детей дают возможность добиться общей корректности движений, их автоматизации, а затем и осознанного кинестетического и кинетического контроля.

Занятия логоритмикой способствуют развитию всех компонентов речи: слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов и так далее.

 Каковы основные требования к построению логоритмических занятий с дошкольниками?

  Занятия должны проводиться регулярно, два раза в неделю в утреннее время суток. Новая тема должна прорабатываться на протяжении трёх занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии детей знакомят с новыми движениями по подражанию взрослому. Дети вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекают к качеству исполнения основных движений и упражнений. По образцу взрослого дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь определёнными движениями, отвечать на вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети должны самостоятельно выполнять движения или элементы танца, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой, свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их эмоциональную насыщенность.

Так же, важнейшим условием работы на логоритмических занятиях является создание логопедом доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы, совместного творчества детей.

Главным условием для достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо учитывать возрастные, речевые и пси-хофизиологические особенности ребёнка, а так же  быструю психическую и физическую истощаемость.

Игры и упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий строится постепенно. Практически это достигается оптимальным распределением материала на занятиях в течение года.

На логопедических занятиях максимально включают все речевые средства логоритмики:

– логопедическая гимнастика, то есть упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики у детей;

– упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движением рук, способствующие развитию плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координации движений;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

– мело- и ритмо-декламации для координации слуха, речи, движения;

– упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

– релаксация для снятия эмоционального и физического напряжения.

Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Не следует забывать, что и положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов в коррекции речи.

Автор: Сайко Н.В.

учитель-логопед.

Просмотров: 0