Апрель 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Формирование дружеских взаимоотношений у детей 4-5 лет.

Моральное развитие детей пятого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры.

Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов.

Причин для таких конфликтов несколько. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолетное желание последовать примеру сверстника. Например, мальчик вышел на прогулку и обнаружил, что дети, которые оделись раньше, уже сидят на самокатах или качаются на качелях. У него появляется желание заняться тем же самым. Но для этого следует как-то заполучить самокат или освободить качели. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, достаточно мимолетны. Поэтому ребенка очень легко переключить на любое другое дело (рисовать мелом на асфальте, делать крепости из песка и т.д.).

Разумный выход: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.

Популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам.

Наконец, длительное совместное пребывание 15-20 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.

Мы видим два подхода к решению этой серьезной проблемы:

-вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;

-вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.

Приведем примеры первого подхода.

Ребенок принес в детский сад самолет. Все мальчики сразу захотели играть с этим самолетом. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолетов из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже не возникало никаких споров.

Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.

Второй подход заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.

-Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий.

-Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения.

-Возможность включения соответствующих форм поведения в образ -Я ребенка.

Осознание ребенком моральной стороны своих действий.

Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети пятого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.

Чтобы помочь ребенку осознать моральную сторону своих действий, мы использовали следующий прием.

Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т.п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, и они могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям.

Участники конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает самого ребенка внутренне определиться, нравиться он себе в таком виде или нет.

Приведем несколько примеров.

Миша часто ломает постройки других детей, мешает им играть. Воспитатель показывает такую сценку.

«Хороший» заяц строит дом. Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не замочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу. Потом построю.

Появляется «плохой» заяц.

«Плохой» заяц.

Ты что тут делаешь?

«Хороший» заяц. Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить. – «Плохой» заяц. Я тут прыгать хочу (ломает дом).

«Хороший» заяц (плачет). Я так старался, хотел всех друзей в гости позвать. Мог бы рядом попрыгать.

Миша сидит, опустив голову. Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом.

Необходимо подчеркнуть: воспитатель сознательно не называет имени ребенка, действия которого имитируют персонажи. Что касается детей, то одни не видели этого поступка или не обратили на него внимания; другие забыли про него. Поэтому ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию.

Автор: Мартынова Т.В.

Воспитатель.

Просмотров: 0