Апрель 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Развитие математических представлений у младших дошкольников.

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для математического развития. В программе по формированию элементарных математических представлений для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Со всеми этими понятиями ребенок может познакомиться не только на занятиях  по математике в детском саду, но и в повседневной жизни – помогая по дому, идя на прогулку, в поездках на любом транспорте. Помочь малышу в этом, конечно же, могут родители. Только, стремясь взрастить вундеркиндов, необходимо учесть, что лекции или беседы не подходят для  детей этого возраста. Ребенок 3-4 лет познает окружающую действительность через игру: с ее помощью он изучает новые предметы, получает  новые знания. В процессе игры у малышей тренируется внимание, развивается логическое мышление.

Программные задачи формирования элементарных математических представлений во  второй младшей группе (три-четыре года):

  1. Количество и счёт.

Задача-учить находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет,понимать и использовать в речи слова: столько – сколько, поровну, больше, меньше; называть числительные по порядку в пределах пяти.

Учить объединять в группы однотипные предметы, сравнивать равные и неравные группы, владеть приёмами наложения и приложения, уметь выделять общий признак (цвет, величина, форма);

Гуляя на осенней прогулке рассматривайте разные листочки, сортируйте их по цвету, величине, форме.

Считайте все, что видите – количество ступенек, кошек на скамейке, машин определенного цвета, сколько шагов до дерева, скамейки, сколько ступенек на лестнице.

Находясь в автобусе, попросите сосчитать, сколько детей  едет, сколько взрослых. Глядя в окно считайте машины определенного цвета, троллейбусы, предметы определенного цвета.

Спросите что у ребенка по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И что по одному.

Попросите путем  парного сопоставления определить, каких фруктов или овощей на столе больше, меньше, поровну.

Предложите, накрывая ужин, положить столько же ложек, сколько тарелок.

 В игровой форме предлагайте ребенку найти цифры в окружающем пространстве – номера домов, квартир, машин и т.д.

Предложите принести вам определенное количество каких-либо предметов.

  1. Величина.

Учить сравнивать предметы по длине (длинный – короткий), ширине (узкий – широкий), по высоте (низкий – высокий);

Ребенок рисует – спросите, какой карандаш длинный, короткий. Читая сказки, замечайте – у зайца уши длинные, хвост короткий. Сравнивайте все по величине – тротуар узкий – дорога широкая. Деревья высокие – кусты низкие. Шкаф высокий – тумбочка низкая. Это дерево выше, это – ниже. Эта ветка толще, эта – тоньше.

Попросите ребенка принести вам большую ложку или полотенце, которое шире.

Подбирайте пары носочков после стирки – одинаковые, большие, маленькие.,

  1. Форма.

Учить узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, овал, прямоугольник, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Знакомить с кругом, квадратом, треугольником;

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Предложить найти, то, что похоже на квадрат или найти

круглые предметы. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.

Нарисуйте круг (на земле, песке, мелом на асфальте, листе бумаги) и превратите его в солнышко, веселую мордочку, мячик.  Нарисуйте вместе снеговика, многоэтажный дом, проговаривая при этом названия фигур – голова, глаза, пуговицы – круглые, крыша – треугольная,  дом, окна-прямоугольные. Спрашивайте, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.

  1. Ориентировка в пространстве.

Развивать умение правильно устанавливать пространственные отношения: на- над- под, впереди – сзади –между, шире- , длиннее- короче. , направления от себя: вперед (впереди), назад (позади), вверху, внизу. учим отличать правую и левую руку.

Задавайте ребенку вопросы – кто на скамейке, кто под скамейкой, что сзади, спереди. Давайте задание-подойди ко мне спереди, сзади, положи игрушку на…, под…

Попросите попрыгать ребенка на правой ноге, на левой бросить мяч правой, левой рукой. Оттолкнуть мяч ногой вправо, влево, вперед, назад.

  1. Ориентировка во времени      

Закреплять такие понятия, как утро, день, вечер, ночь.

Спрашивайте, что делал ребенок в это определенное время суток (завтракал, обедал, спал…). Обращайте внимание ребёнка – днем светло, ночью темно (луна, звезды). Утром мы собираемся в детский сад… Спрашивайте когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Наблюдайте за сменой времен года.

Любой материал ребенком будет воспринят

Одним из основных и важных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Ребенку важно увидеть, ощутить, потрогать предмет.  Родители должны учитывать особенности характера своего малыша. Если он уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если ребенку неинтересно задание, родители могут заинтересовать его, находя новые детали. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, нужно помочь ему.

Автор:  Балашова М.В.

Воспитатель.

Просмотров: 0