Январь 2022 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

   В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

  Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

   К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Воспитатели стремятся выполнить«социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают.

   Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Мне кажется, что они просто не знают основные функции игры, а ведь их много, это и воспитательная функция, и развивающая, обучающая, организаторская, коррекционная, реабилитационная, а так же функция саморазвития.

   Ведь в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

   Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игровой опыт каждого ребенка становится предметом осмысления воспитателя. Я задаю себе множество вопросов: почему ребенок играет постоянно в одни и те же игры? Почему его игровые действия мало прогрессируют и сохраняют рисунок, свойственный малышам? Почему ребенок всегда находится “в тени игры” и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других? Почему дети не играют? Почему родители не играют с детьми? А как здорово всё делать вместе —играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки.   

   Наблюдая за играми детей, необходимо помнить особенности ребенка старшей и подготовителной группы: он, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре. Пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Если же в игре наблюдается снижение эмоционального фона, речевой активности, игра быстро сворачивается, – это сигнал о необходимости дальнейшего развития игровых интересов и воображения

   В условиях современного общества у большинства родителей формируется понятие о том, что развивать ребенка нужно только обучая его, а игровая форма обучения это просто приятное времяпрепровождение. По их мнению, жестко поставленные рамки и явная цель дает более лучший результат, чем ребенок, который развивается играя. Интенсивный жизненный ритм, быстрая динамика смены действий, нацелена на достижение результатов проецируемых на своих маленьких детей без учета психологических и возрастных возможностей, индивидуальных и физиологических особенностей.

   Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны- возможность и необходимость всестороннего развития ребенка с активным участием родителей, с другой- отсутствие понимания того, что сильные перегрузы несопоставимые с возрастом ребенка задачи могут вызвать серьезные психические нарушения, ограничить в адаптации к социуму, развивать фобии, поэтому разъяснение о том, что игра является ведущей формой развития позволяющая всесторонне охватить интересы и потребности ребенка соответствует его возрасту привели в выбору темы проекта.

   В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

   Для развития ребенка важно научить играть, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

   В итоге хочется сказать: «Игра это отражение того,чем наполнены души детей-это отражение нашей жизни».Играйте больше с детьми!

Автор: Костикова Н.Н.

Воспитатель.

Просмотров: 0