Декабрь 2021 | дата | Детский сад № 30 Рязань

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.

     «Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский.

А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.

         Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важным и незаменимым для развития дошкольника. Развитие музыкального слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей, способствует развитию мышления, памяти. Благодаря  регулярным занятиям пением развивается артикуляционный аппарат, что  помогает решить некоторые проблемы со звукопроизношением. Планомерные, правильно выстроенные занятия,  точная подборка вокальных упражнений помогает  развивать легкие ребенка, развивает его дыхательную систему,  что благоприятно влияет  на его физическое здоровье. И нельзя не сказать о том,  что пение  доставляет  удовольствие поющему, массу положительных эмоций. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и  в любое время на протяжении всей жизни. При помощи голоса человек может выразить свое настроение, передать в пении свои эмоции и «заразить» ими других (слушателей). Голос помогает поднять настроение и даже оздоровиться не только поющему, но и слушателю. Пение помогает освободиться от плохого настроения, эмоционального напряжения, переживаний, приводит человека в состояние покоя и радости.

         Песня с самого раннего детства сопровождает жизнь человека. Голос  сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с ранних лет, а может и научиться владеть им в совершенстве.  Чтобы успешно решать программные задачи по пению, необходимо обучать детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки. От правильной постановки обучения пению  во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребенка. Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей и сложностей. Поэтому при подборе песенного репертуара надо учитывать следующее: содержание песен должно отражать круг интересов ребенка и  соответствовать его возрастным особенностям, обладать художественными достоинствами и быть доступным для его восприятия.

         Прежде чем обучать пению, надо  дать детям возможность  сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности, поиграть в игры соответствующего характера.  Очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят  интересной для него деятельностью (игрой).

          Огромную   роль    в    обучении   пению   играют навыки восприятия  музыки.  Поэтому  музыка  должна  быть  в  основном веселой, легкой и  понятной  для  хорошего восприятия  ее  детьми.  Немало важную роль в этом играет развитие эмоциональности  у детей. Правильно подобранный  и художественно исполненный  песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи.

         В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость  к музыки. Постепенно они познают жанровую основу песни. У  них  формируется  способность чувствовать тембровые, высотные

и ритмические изменения  в музыке. Ребенок – дошкольник  не просто познает язык музыкальной речи, он начинает  сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.                                  

           Но очень важно отметить, что пение – явление очень непростое, и зависит от нескольких факторов.

         Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).                                                       

          Во-вторых, это  музыкальная среда,  которая окружает ребенка и сопровождает его  с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.  Если даже никто не поет, то необходимо слушать музыку разной направленности (детские песенки, классическая музыка и т. д.), приобщать ребенка к искусству. Необходимо организовывать музыкально – певческую среду в ДОУ, особенно в групповых ячейках. Для этого необходимо, прежде всего, желание воспитателей и наличие у них обыкновенного мелодического слуха,  а также  согласованные совместные действия воспитателей и музыкального руководителя.

           Наличие музыкально – певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.

            В – третьих, сам процесс обучения пению, который включает  в себя формирование  и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребенка помогают полученные по наследству от родителей певческие и музыкальные способности, а также благоприятная окружающая  певческая среда в семье, то наличие третьего фактора (процесса обучения) решающего значения иметь не будет. При таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться. Специалисты музыкального воспитания знают, что таких детей очень мало, поэтому их сразу определяют в солисты.

           Сам процесс формирования  и развития певческого голоса оказывает  на детей  всестороннее воздействие:

– способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;

– помогает  в работе    левого   (логического)    и правого   (образного) полушарий мозга, что проявляется  в повышении  работоспособности, улучшении настроения, в развитии  внимания;

– развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

– улучшает тембр голоса, что содействует выразительной речи и пению;

– расширяет диапазон голоса,  а значит, речевые и певческие возможности;

– создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

         Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Автор: Морозова Е.Г.

музыкальный руководитель.

Просмотров: 0