Интегрированное занятие в ДОУ как средство развития дошкольника.

Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.

В той или иной мере после Ушинского все ведущие педагоги стремились выделить интегрирующий дидактический способ деятельности: у Дж. Дьюи это узкопрактическая деятельность, у Г. Фрезинга и Е. Хофмана – проектная деятельность, у А.С. Макаренко и Н.К. Крупской – трудовая деятельность, у В.А. Сухомлинского – творчески-созидательная деятельность, у Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – теоретическое мышление, мыследеятельность.

 «Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

-сохранение здоровья ребёнка;                                             

-развитие базовых качеств личности;

-построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

– Это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

  – Особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как “настроение”, с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

           Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. 

– необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

– в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии. В качестве примера я предлагаю вашему вниманию несколько циклограм. моделей проведения интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Методические рекомендации.

В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

Актуальности проведения интегрированных занятий:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружаю-щей действительности.
  3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
  4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.
  5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
  • эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог

  •  Четкость, компактность, сжатость учебного материала
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии
  •  Систематичность и доступность изложения материала
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование занятия;
  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  1. Формирование в единстве знаний и умений
  2. Коммуникативность умений
  3. Повышение интереса к учению
  4. Снятие напряженности, страха, неуверенности

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции.

В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей:  природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

         Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.

Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство. Дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как   увлеченная личность.

Творческих успехов!

Автор: Астаркина К.А.

Воспитатель.

Просмотров: 0