«Фонематический слух как одно из направлений в подготовке ребёнка чтению и письму».

Для успешного обучения ребёнка чтению и письму в начальных классах школы, а в дальнейшем для успешного обучения иностранным языкам огромную роль играет развитие фонематического (речевого) слуха в дошкольном возрасте.

Фонематический слух (речевой) – это умение отличать одни речевые звуки от других. При несформированности речевого звуко-различения ребёнок воспринимает, запоминает, повторяет и пишет не то, что ему сказали, а то, что услышал, например, вместо рак, том, мал напишет лак, дом, мял).

Недостаточная сформированность фонематического слуха является причиной неправильного произношения звуков, привести к стойким нарушениям чтения и письма. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию.

Так как ребёнок развивается в игре, то предлагаем игры для развития речевого слуха.

Игры с ребёнком, направленные на развитие фонематического слуха.

1.Игры на узнавание и различение неречевых знаков

 «Что звучит?» — используются музыкальные инструменты, звучащие коробочки (наполненные горохом, песком, крупой)

 «Что ты слышишь?»-определить на слух действия: льют воду, мнут, рвут, стригут бумагу;

 «Раз, два, три, без ошибок повтори» — упражнения на воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании, подаче звука на любом инструменте;

2.Игры на различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру:

 «Угадай, кто позвал тебя по имени» (подключаются члены всей семьи).

 «Две собаки»- большая собака (игрушка) лает громко, маленькая- тихо;

 «Пароходы» — большой гудит низким звуком, маленький – высоким

 «Громко-тихо»-ребёнок выполняет условленное движение: на громкую музыку топает, на тихую — приседает.

3.Игры на развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу:

 Предложите ребёнку выбрать нужную картинку, соответствующую произнесённому вами слову: бочки (почки), губы (зубы), трава (дрова), марина (малина), уточка (удочка), лиса (оса).

 Взрослый называет три слова, ребёнку нужно назвать лишнее, например, (ком – кот-ком); (дом – том –дом).

4.Игра на различение слогов:

Игра «Раз, два, три, без ошибок повтори» произнести за взрослым чётко слоги та-то-ту, мо-ма-мы, та-ка-па, па-ба-пата-тя, тя-та-тя, ма-кма, на-кна;

5.Игры на различение звуков:

 Игра «Подумай и не торопись». Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук У (бумага, кукла, уточка, стул, игрушки).

 « Какой звук есть во всех словах?» Коса, усы, нос – С; лодка, стул, лампа; рыба, ковёр, крыло.

 «Назови первый звук в слове» дом, стол, дверь, самовар, шина, чайник, сито, жук.

 «Назови последний звук в слове»  Рак, пар, стол, шарф, автобус, плащ

 «Хлопни в ладошки» Хлопни в ладоши когда услышишь звук Т

В звуках Д, З, Ш, Т, К, С

В слогах КА, ЗО, ДО, КО, СА

В словах сок, торт, шорты, крот, шуба.

Дальше также можно поиграть с другими звуками.

Желаем успехов!

Автор: Учитель – логопед

Ширенина Юлия Николаевна

— Анастасия Ершова