Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Организация условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду организовано 3 разовое питание согласно примерному 10 дневному меню, разработанному на основе физиологических норм питания. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, творог, мясо, рыба.

Обеспечение доступа воспитанников – инвалидов и воспитанников с ОВЗ в МАДОУ “Детский сад № 30”

Все группы в детском саду общеразвивающей направленности. Одной из изюминок нашего сада является кабинетная система образования, что позволяет педагогам и воспитателям более качественно проводить занятия с подгруппой детей, успевая каждому уделить необходимое количество времени. У нас функционируюттакие кабинеты, как :бассейн, спортивный зал, музыкальный, компьютерный класс, кабинет изо-деятельности, 3 кабинета логопеда, психолога, экспериментальной деятельности, сенсорная комната, кабинет развития речи. физической работы отрезок времени.

Кабинетная система позволяет оборудовать предметный кабинет современными техническими средствами. Переход воспитанников из одного кабинета в другой дает возможность быстро произвести психологическую перестройку, создать установку на новый вид образовательной деятельности.

Важнейшими характерными чертами данной формы организации образовательно-познавательного процесса являются: возможность объединить детей в подгруппы в соответствии с их возрастными и умственными особенностями; наличием в кабинете необходимого демонстрационного и раздаточного оборудования, наглядных пособий.

Такая система обучения и воспитания помогает не только в работе со здоровыми детьми, но и с детьми с особенностями в развитии. А так как наш детский сад является инклюзивным, для нас это немаловажно. Целью работы каждого педагога является дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге.

Вся жизнь детского сада строится по принципу командной работы, обеспечивающего сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля и детей на занятиях или в свободной игре, когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы. Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален.

Для успешного достижения результатов мы создаем специальные условия развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы, адаптированных для инклюзивного учреждения. Кроме этого, наш детский сад оборудован пандусами и лифтом, широкие коридоры .

Итак, в нашем саду 13 групп для детей с 2 до 7 лет. Это дети с обычным развитием, дети с генетическими нарушениями (с-м Дауна),дети с ДЦП, а также дети с различными формами невыраженных нарушений психического и речевого развития. Сочетание в группах обычных детей и детей с нарушениями развития не является произвольным. Предпосылкой для успешного осуществления коррекции и интеграции детей с нарушениями развития в социум служит комплексная психолого – медико – педагогическая диагностика каждого ребенка с последующей выработкой и осуществлением индивидуальных программ коррекции и социализации. Непременным условием такой диагностики является ее динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся терапевтическую среду.

Комплексность подхода обеспечивается наличием команды специалистов, работающих с детьми. Такая команда позволяет нам  выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне его ближайшего развития.

В ходе реабилитационно – адаптационного процесса используются различные формы занятий (индивидуальные, микрогрупповые, групповые). Режимные моменты жизни в саду (совбодная игра, прогулка, трапеза) дети проживают вместе.

Все занятия с ребенком имеют целью увеличение социальной активности ребенка, накоплению им положительного опыта межличностного общения, толерантности.

В случае возникновения различных трудностей родители не остаются один на один со своими не решаемыми проблемами. В саду работает семейный психолог, который не только консультирует родителей по вопросам их семейной ситуации (как правило, сильно искажающейся при появлении в семье ребенка с проблемами развития) и взаимоотношений с ребенком, но и помогает воспитателям и другим специалистам налаживать с родителями отношения, способствующие решению  основных проблем их ребенка.

Все вышеуказанные методы, направлены на решение основной задачи – помочь детям успешно адаптироваться в сложном окружающем мире, максимально раскрыть свои возможности и, в случае необходимости, получить полноценную психолого – педагогическую помощь.

При поступлении в детский сад у ребенка резко возрастает число социальных контактов. Его окружают и новые незнакомые взрослые и сверстники. Ему нужно научиться взаимодействовать со всеми окружающими людьми, находить пути решения конфликтных ситуаций, научиться дружить, отстаивать свои интересы и учитывать интересы сверстников, научиться быть организованным и действовать по определенным правилам. Помочь детям освоить все это – еще одна важная задача психолого – педагогической работы в инклюзивном детском саду. Так инклюзивные группы детского сада одновременно посещают дети с самым разным уровнем психического развития, то для  решения этих задач психологами нашего детского сада разработаны и успешно применяются специальные циклы занятий по игротерапии, арттерапии, музыкотерапии.

Особенно важно вовремя заметить эмоциональное неблагополучие ребенка в коллективе сверстников, оценить уровень его тревожности, демонстративности, агрессивности, наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Все эти наблюдения служат одной цели – найти способы помочь ребенку справиться со своими проблемами, разрешить какие – то внутренние конфликты. На эти задачи направлена индивидуальная работа психолога с детьми.

Сейчас в детском саду 8 детей-инвалидов с различными диагнозами. Они посещают группы для детей с общеобразовательной направленностью, с ними занимаются специалисты детского сада.

Вся образовательная деятельность нашего детского сада направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными интеллектуальными и физическими возможностями. Главным условием для поступления в группу является готовность родителей работать в одной команде со специалистами и педагогами детского сада, выполнять их рекомендации.

Работа с «особыми» детьми строится в зависимости от проблемы, конкретного ребенка. В первую очередь проводится диагностика уровня сформированности психических процессов и интеллектуального развития, оценка психоэмоциональной сферы. Динамика отслеживается 1 раз в полгода. По результатам диагностики разрабатывается комплекс консультаций с родителями, воспитателями и педагогами, работающими с данной категорией детей. Под руководством педагога-психолога все участники педагогического процесса составляют индивидуальную программу или подбирают адаптированную образовательную программу, в случае, если ребенок по каким-то причинам не может освоить образовательную программу детского сада на одном уровне с детьми своего возраста. Составляется образовательный проект, в котором предусматриваются особенности ребенка и при необходимости планируются изменения образовательной среды, весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение. Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

Нельзя забывать и о работе узких специалистов детского сада (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования), который осуществляют индивидуальный подход к детям-инвалидам. Учитываю особенности этих детей, и подбирают особые индивидуальные средства и методы развития.

За все три года работы нашего сада в системе инклюзивного образования перед нами  ни разу не встала проблема общения между «особыми» детьми и здоровыми. Жизнь группы всегда протекает в позитивной атмосфере поддержки и принятия, все дети получают богатый опыт согласования своих интересов с интересами других.

Таким образом, можно сказать, что инклюзивное образование поможет расширить возможности социальной адаптации детей-инвалидов.

В штат специалистов МАДОУ “Детский сад № 30” входит:

3 педагогов- логопедов

1 медицинский работник

1 педагог-психолог, с дополнительным образованием дефектологии

В наличии МАДОУ “Детский сад № 30” есть различные специальные учебники, учебные пособия и дидактические игры для развития и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Учебные пособия и специальные учебники:

  • С.Ю. Танцюра Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии
  • Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ
  • Специальный педагог дошкольного учреждения
  • Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4-7 лет

Дидактические игры создают сами воспитатели и педагоги.

 

Возможность проведения групповых и индивидуальных и коррекционных занятий.

С детьми ОВЗ проводится как индивидуальная работа по формированию и  развитию психических процессов, общей и мелкой моторики, подготовке к школьному обучению, так и групповая работа, направленная на интеграцию  детей ОВЗ в группу сверстников, налаживание эмоционального контакта и развитие коммуникативных навыков.

 

информация об оказании психологической информации и другой консультативной помощи воспитанников с ОВЗ, родителей и пед. Работников.

 Психологическое консультирование родителей и педагогов по вопросам:

– особенностей возрастных кризисов у детей с ОВЗ

– поведенческие особенности, связанные с заболеванием у детей с ОВЗ

– формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

– развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ

– особенности эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ

–  особенности социализации у детей с ОВЗ

– развитие первичных учебных навыков у детей с ОВЗ

 

Сведения о действующих программах оказания помощи воспитанникам в социальной адаптации.

Программа коррекционно – развивающей работы по развитию  эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ 4-6 лет без интеллектуальных нарушений.

Программа  по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

 

Сведения о возможности оказания психологической помощи              ( психологические консультации)

– психологическая готовность к школе. Что это?

– особенности возрастных кризисов в дошкольном возрасте.

– адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

– влияние физического развития на интеллект ребенка в дошкольном возрасте.

-влияние физического развития ребенка на развитие  устной и письменной речи.

– методика обучения рисованию детей с ОВЗ

– методика обучения аппликации и лепке детей с ОВЗ

– методика формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ

– развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

– особенности воспитания девочек

-особенности воспитания мальчиков

– влияние раннего развития на эмоционально- волевую сферу ребенка.

– способы преодоления тревожности в дошкольном возрасте.

– агрессия в дошкольном возрасте. Что делать?